Инна Коренюгина
Программа «Математическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Основная форма организации занятий по программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия по программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Публикация «Программа „Математическое развитие“» размещена в разделах
Математика дает огромные возможности для развития способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе.
Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых можно использовать элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие. Работа по формированию элементарных математических представлений позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические знания, интеллектуально развивать дошкольника.
Актуальность
Предмет математики,
настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным.
Б. Паскаль
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительностью.
Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего.
В связи с этим систематически перестаивается содержание обучения математике в школе и в детском саду.
Цель и задачи программы :
Цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
Задачи:
- учить составлять заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре,внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
-составлять различные формы из палочек по образцу;
- сравнивают предметы по величине (больше – меньше, по длине (длиннее – короче, по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже, по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме, по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).
-выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания;
-осуществляют упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
-выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
- создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
Учебно-тематический план
Срок проведения Кол-во
часов Тема занятий Задачи
Сентябрь 1 Головоломки 1. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур
2. Развивать восприятие и пространственные представления
Октябрь
1 Математическая игра «Совушки» 1. определить пропущенное число.
2. Закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке
Ноябрь 1 Математическая ига с прицепками «Посчитай игрушки» 1. Тренируем чет и моторику рук
Декабрь
1 «Выложи сам» 1. учить анализировать форму предмета
2. развивать восприятие и внимание
Январь 1 «Собери Цветок» 1. Закреплять умение решать математические задачи
2. Закреплять решение примеров
Февраль 1 «Числовые домики» 1. Закрепить числа до 10 из двух меньших
Март
1 «Повтори рисунок» Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер.
Апрель 1 «Реши примеры» Развивать умение решать примеры в пределах 20
Май 1 «Подбери пару».
«Назови соседей» Закрепление пройденного материала
Ожидаемые результаты ориентированные не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкина Т. М. Математика. Нестандартные занятия. М. : «Корифей», 2009
2. Волина В. Праздник числа. М. : «Знание», 1994
3. «Занимательная математика» Г. П. Попова; В. И. Усачева. Волгоград – 2007г.
4. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова. Москва ООО «Издательство «Варсон» 2014г, Самара ООО «ТД «Светоч» 2014г.
5. «Логика и математика для дошкольников» Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. Санкт – Петербург – 2004г.
6. «Математика от 3 до 7» З. А. Михайлова; Н. С. Камышан; Т. В. Лагода».
7. «Математика : числа второго десятка» Т. Н. Канашевич. Минск – 2008г.
8. «Математика для детей дошкольного возраста» В. В. Зайцев. Москва – 2001г.
9. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дъеныша и логическими играми. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет»
10. Метлина Л. С. Математика в детском саду. М. : «Просвещение»,1984
11. Новикова В. П Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет.
12. «Раз ступенька, два ступенька…» Л. Г. Петерсон; Н. П. Холина. Москва – 2004г.
13. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М. : «Просвещение», 1981
14. Шорыгина Т. А. Формирование временных предста
влений. М. : «Просвещение»,2004