Ольга Владимировна Шустина
Педагогическая программа «Знакомство с этнохудожественными традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский Центр рязанских народных промыслов
«Рязанский оберег»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Знакомство
с этнохудожественными традициями»
Адресована учащимся 7 – 17 лет
Срок реализации программы : 10 часов в год
Автор:
Шустина
Ольга Владимировна,
Почётный работник общего
образования РФ,
педагог дополнительного образования
Рязань, 2014 г.
Просьба:
Публикация «Педагогическая программа „Знакомство с этнохудожественными традициями“» размещена в разделах
при использовании концептуальной основы
или положений краткосрочной программы
«Знакомство с этно-художественными традициями»
делать ссылку на программу.
Пояснительная записка
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Знакомство с этнохудожественными-традициями» краткосрочная и рассчитана для занятий в группах переменного состава.
Занятия рекомендованы для учащихся 7 – 17 лет. Обучение длится 10 часов в год и включает: 6 часов теоретических занятий, 3 часа прикладных занятий, 1 час игровой рефлексии.
Данный интерактивный краткосрочный вводный курс необходим для знакомства подрастающего поколения с народным художественным наследием региона и России с целью патриотического воспитания и понимания детьми важности сохранения традиций, культурного наследия народа и родного языка как национального достояния.
Актуальность
В настоящее время активной миграционной динамики предельно важно сохранение чистоты народно-художественного регионального наследия, как базовой основы национальной культуры.
Для вновь прибывшего иностранного населения также важно знакомство с местной региональной культурой и традициями для культурной и социальной адаптации, как гаранта гражданской стабильности и взаимопонимания.
Новизна
Краткость, ёмкость, и мобильность курса, с ориентиром на возрастные психо-физические возможности эмоционального восприятия, направленного на большой охват учащихся различных возрастов города и области, а также заинтересованных лиц.
Данная программа и педагогическая технология могут быть использованы как эффективный инструмент знакомства с предметом и элементарной социализации подрастающей личности в интерактивной форме общения.
Место общения
Программа читается в мастерских Центра народных промыслов «Рязанский оберег», либо на договорной основе проводятся выездные занятия с использованием технических средств и компьютерных технологий.
Особенности программы
• Материал подается в форме лекции и элементов диалога.
• Прикладная практическая часть по знакомству с основами прикладного мастерства может быть различной и выбирается педагогом в зависимости от его прикладной специализации и уровня подготовки (лепка, кукла, вышивка, бисероплетение и т. д., но обязательно должна быть ориентирована на состояние успеха.
• По окончании обучения слушатели получают свидетельство о прохождении курса обучения.
• Программа имеет концептуальную основу и дает возможность педагогам в различных географических точках самостоятельно выработать авторские технологии на своем местном краеведческо- этнографическом материале.
• При использовании данных материалов просим связаться с учебной частью нашего Центра и сделать ссылку на концептуальную основу программы «Рязанского оберега».
Цель:
патриотическое воспитание и становление гражданской позиции, социализация подрастающего поколения; знакомство с основами прикладного мастерства; способствование разностороннему развитию учащихся, пополнению их понятийного и словарного запаса на основе знакомства с народным художественным наследием.
Задачи:
• развивающие:
- способствовать разностороннму развитию ребенка: интеллектуальное, социальное, эстетическое;
- развитие мелкой моторики,
• образовательные:
- повышение уровня общей культуры на основе знакомства с этнохудожественным наследием региона и России;
- расширение знаний о культурном наследии своего народа и края;
- знакомставо с понятием «информация» и «информационная единица», которая хранится в каждом предмете художественного наследия;
- обогащение словарного и понятийного запаса;
- первичное знакомство с наукой «этимология» и пониманием, зачем так важно беречь каждое русское слово и букву, почему так важно быть хозяином и хранителем культурного наследия своего народа, знать родословную, и беречь свою семью и род.
• здоровьесберегающие:
- знакомство с мудростью народа в нравственном, духовном и физическом воспитании детей, этнокультурными традициями в сохранении семьи, детей и народа.
Результат обучения по программе
Данная программа позволяет детям познакомиться с основными этнохудожественными традициями своего края и получить элементарные навыки прикладного творчества. Программа дает разностороннее развитие,повышение общей культуры и основы патриотического и гражданского воспитания.
Рекомендации практикующим педагогам от автора.
• Педагог имеет возможность, используя концептуальную основу, свободно испльзовать или варьировать материал, ориентируясь на уровень восприятия конкретной аудитории.
• Применяемые формы обучения: лекция, экскурсия, беседа, диалог, фронтальный опрос, прикладная работа в творческой мастерской, мини-выставка.
• Содержание тем корректируется педагогом в зависимости от возраста, уровня подготовки и восприятия слушателей.
• Вначале детям ставится задача на внимание и понимание материала, затем объясняется, что после внимательного прослушивания, плодотворной работы, они тоже могут стать хранителями традиций своего народа, что уже самостоятельно могут рассказать родителям, друзьям, гостям города о культуре своего народа.
• Доброжелательная встреча, погружение в комфортную среду педагогического общения, естественную эмоциональность, подключение всех видов восприятия: тактильно- осязательное, обонятельное, фоновое и визуальное, вплоть до вкусовых ощущений.
• Фронтальный опрос, индивидуальные игровые маршруты на закрепление материала и поощрение внимательных и заинтересованных учащихся небольшими сувенирами – обязательно (это в народных традициях).
• Автор предлагает по окончанию занятия или цикла занятий проводить фронтальную беседу с детьми. Если учащиеся ответили хотя бы на пять вопросов, значит, они хорошо освоили материал - «на пять», а если отвечают на большее количество вопросов, то получают «пять с плюсом». (Дети получают устные оценки от педагога).
• Перед прикладной частью проводится беглый опрос об услышанном ранее на занятиях. Педагог может сослаться на забывчивость и попросить детей напомнить, о чём им говорил. Как правило, дети с удовольствием вспоминают, что запомнили. Педагог даёт наводящие вопросы, и полученный материал ещё раз закрепляется совместными усилиями.
• При проведении практических занятий в мастерской устраивается мини-выставка прикладных работ с комментариями педагога и поощрением детей.
• После прикладной части дети берут на память созданный своими руками сувенир, как визуально-тактильную память о курсе.
• Для проведения итогового занятия педагогу предлагается выборочно пользоваться «Приблизительным вопросником» для фронтального опроса (см. ниже).
• Присутствие на занятии классного руководителя необходимо для разрешения непредвиденных ситуаций.
• По окончании курса обучения учащимся и педагогу выдается свидетельство о прослушивании курса «Знакомство с этнотрадициями».
• Педагоги также получают свидетельства о прослушивания курса.
По окончании курса обучения учащиеся должны:
• уметь:
- услышать и решить поставленную педагогом задачу,
- изготовить по образцу с помощью педагога художественно-прикладное изделие.
• знать:
- что такое «культура общения в мастерской», основы техники безопасности при работе с материалом и инструментами,
- что такое народное художественное творчество,
- зачем надо знать народные художественные традиции Рязанской области и России.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
ТЕМА Общее
колич.
часов В том числе:
теоретич. практич.
1. Народные художественные традиции и культура.
Глиняные игрушки России, Рязанской области и современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег».
1 1
2. Мудрость русского языка.
Четыре основные темы народного прикладного творчества («Баба», «Птица», «Кони», «Древо жизни»). 1 1
3. Народное прикладное искусство. Лепим современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег» (боковой петушок или баба с гармошкой) 1 1
4. Современные народные промыслы Рязанской области.
Полотенце и народный костюм в жизни наших предков. 1 1
5. Лепим современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег» (солнышко). 1 1
6. Русская игрушка: деревянная, шумовая, лепная, тряпичная. 1 1
7. Фольклор - народная мудрность. Семья и древо жизни. Знакомство с народными традиции в воспитании детей.
. 1 1
8. Расписываем современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег». 1 1
9. Рязанский Кремль. Туристические маршруты по древней Рязанской земле. Герои земли Рязанской. 1 1
10. Итоговое занятие. Закрепление материала. Рефлексия. 1 1
ИТОГО: 10 7 3
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема № 1. Народные традиции и культура. Глиняные игрушки России, Рязанской области и современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег».
• Введение. Знакомство с группой. Ознакомление с содержанием курса обучения, правила поведения на занятии и культура общения. Техника безопасности на занятиях.
• Что такое народная культура и почему надо беречь народные художественные традиции и культуру.
• Русский поклон «от красного солнца до черной земли». Два основных цвета в рязанском текстиле - красный и чёрный. (Рассмотреть на основе полотенца, народных костюмов Рязанской губернии).
Почему русский народ встречает с хлебом-солью.
• Важно быть хозяином и хранителем культурного наследия своего народа, знать свою родословную, и беречь свой Род и его язык, семью, чтобы считать себя достойным сыном своей Родины, нации.
• Деятельность «Рязанского оберега» по сохранению местных и российских народных художественных традиций.
• Какой год сейчас от рождества Христова?
• Сколько лет родному городу?
• Древняя ли Земля Русская?
• Культура, традиции и письменность наших предков-славян.
• Сравнение игрушечных промыслов Рязанской области и России:
Глиняные игрушки Рязанской области: Глиняные игрушки России:
• Скопинская (г. Скопин, • Дымковская игрушка (г. Вятка Кировской области,
• Сапожковская (д. Александро-Прасковьинка, • Филимоновская (Тульская область,
• Касимовская (д. Вырково, • Каргапольская (Архангельская область,
• Шацкая (г. Шацк, • Абашевская (Пензенская область,
• современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег» (г. Рязань). • Калужская (г. Калуга)
Тема №2. Мудрость русского языка. Четыре основные темы народного прикладного творчества («Баба», «Птица», «Кони», «Древо жизни»).
Понятие «этимология». Знакомство с наукой о происхождении корня русских слов.
Почему надо беречь русское слово. Мудрость слов родного языка.
Четыре основные темы в прикладном творчестве народа: / Баба (женщина) – хранительница домашнего очага, понятие «баба с житием»; птицы-спутницы Богов; конь – «начало начал»; древо жизни (Навь, Явь, Правь - миры славянской ментальности)/.
Тема № 3. Народное прикладное искусство. Лепим современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег» (боковой петушок или баба с гормошкой).
Прикладное искусство – один из пяти видов изобразительного искусства.
Способы лепки глиняной игрушки «от жгута», «от конуса». Графика. Объясняем, что любимый сказочный герой-защитник Петушок. Вспоминаем русские народные сказки и произведение А. С. Пушкина «Сказка о Золотом Петушке». Петух - тотем русского народа; в славянской мифологии - птица Бога Световита (СВЕТА и ЖИЗНИ).
Приёмы лепки в традициях игрушек «Рязанского оберега» бокового петушка и бабы с гармошкой. Бабы с гармошкой (бабы-веселушки) выполняются в традициях сапожковской игрушки Рязанской области (мастер-игрушечник Тимофей Андреевич Кондрашов).
Надпись-графика в форме «черты» и «резы» (начерчено, нарезано). Значение надписи на игрушках-бабах «За добрым мужем жена – барыня, за доброй женой муж – молодец».
Тема № 4. Современные народные промыслы Рязанской области. Полотенце и народный костюм в жизни наших предков.
• Скопинская керамика - русская керамика. /Два керамических промысла России, их отличительные черты: г. Скопин и г. Гжель (Московская область)/,
• Михайловское кружево (г. Михайлов) - единственное в мире цветное кружево,
• Шиловская лоза - плетение предметов быта из лозы,
• Кадомский вениз - игольчатое кружево,
• «Рязанский оберег» - современная городская глиняная игрушка.
Беседа о традициях русского полотенца и его роль в жизни народа, о значении цвета и символики рисунка или орнамента (полотенце повивальное, увивальник, Божник, рукотер, рукобитное, свадебное, погребальное). Основные детали женского народного костюма, головной убор (рогатая кичка) назначение, символика костюма.
Тема № 5. Лепим современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег» (солнышко).
Последовательность и приемы лепки и способы нанесения графики солнышка «Рязанского оберега». Знакомство с образцами Музея Солнца.
Тема №6. Русская игрушка: деревянная, шумовая, лепная, тряпичная.
Русские люди были большие выдумщики разнообразных игрушек:
• тряпичные куклы на все случаи жизни,
• Деревянные: Богородская (Московская область) – деревянная механическая игрушка, бережно сохраненная до сегодняшних дней; матрешка Семеновская.
• шумовые игрушки: шаркуны, трещотки, свистульки, громатушки, улютки, сопелки, гуделки.
Тема №7. Фольклор - народная мудрость. Семья и древо жизни. Знакомство с народными традиции в воспитании детей.
Понятие «фольклор».
Русское слово «семья» означает «СЕМЬ-Я». В семье поклонялись и безоговорочно слушались стариков, родителей, старших. ( Отношения: родственников в семье; к очагу; к столу; к хлебу; к воде, к каше, к гигиене, к работе и отдыху).
Происхождение родственных слов: родители – родник – родинка – Родина от слова «РОД».
Взаимосвязь слов: наш Род; родня; народ; древо жизни - семья.
Тема №8. Расписываем современную городскую глиняную игрушку «Рязанский оберег».
Расписываем солнышко или бабу. Прикладная практическая работа, направленная на закрепление пройденного материала. Знакомство с росписью в традициях современной городской глиняной игрушки «Рязанский оберег».
Тема №9. Рязанский Кремль. Туристические маршруты по древней Рязанской земле. Герои земли Рязанской
Рязанский Кремль – выдающееся архитектурное сооружение, обнесенное валом, сохранившимся до сегодняшних дней. Он омывался с одной стороны рекой Трубеж, а с другой рекой Лыбедь. Успенский собор создал великий архитектор Бухвостов.
Константиново – Родина великого русского поэте С. А. Есенина, Пощуповский мужской монастырь, XII Солотчинский, ныне женский монастырь, Щацкий Вышенский монастырь, скит Сергия Радонежского (Сапожковский район, Глебово Городище (Битва на реке Вожа, музей академика И. П. Павлова.
Святые земли Рязанской: Борис и Глеб, Василий Рязанский, Петр и Февронья (д. Ласково Рязанского района Рязанской области, Любушка Рязанская.
Герои из легенд земли Рязанской: Авдотья Рязаночка, Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской, Олег Рязанский (герб Рязани и области).
Рязанцы – герои Великой Отечественной войны 1941- 45 гг. : Ф. А. Полетаев, С. С. Бирюзов, А. Л. Зубкова и др. ;
Рязань – столица воздушно-десантных войск России. Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерал В. Ф. Маргелова.
Тема №10 Итоговое занятие. Закрепление материала.
Приблизительный вопросник*
1. Какие два основных цвета в текстиле Рязанской области?
2. Какой центр вы посетили? Почему «Рязанский оберег» так называется?
3. Почему говорят: «Древняя и священная земля Рязанская».
4. Сколько лет нашему городу? Какому князю стоит памятник на Соборной площади у Кремля? Какой богатырь изображен на коне на ул. Почтовой. гор Рязани.
5. Рязанский Кремль и храмы. Святые источники. Почему вода называется живой?
6. Почему надо почитать свой род, своих родителей?
7. Почему надо беречь русское слово и даже букву? Почему нельзя «грязно» выражаться?
8. Сколько видов изобразительного искусства вы знаете?
9. Какие запомнили рязанские народные художественные промыслы?
(единственное в мире цветное Михайловское кружево, Скопинская керамика, глиняные игрушки Рязанской области, Шиловская лоза, Кадомский вениз, современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег».
10. Назовите четыре основные темы прикладного народного творчества России?
11. Назовите характерные черты игрушек «Рязанского оберега» в лепке и росписи?
12. Что обозначает слово «фольклор» (англ. «народная мудрость»(«сувенир»-фр. подарок на память).
13. Давайте вместе вспомним легенды Рязанского края (Авдотья -Рязаночка, святые Петр и Февронья).
14. Назовите народных героев Рязанского края (Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской, битва и победа под его началом на реке Вожа).
15. Кто хозяева земли Рязанской?
Итоговое слово педагога :
Мы с вами - хозяева своей земли и культуры и наша задача сохранить традиции нашего народа!
Человек без знания своего языка, культуры и народных традиций, не может называться сыном своего народа.
У живого дерева должны быть здоровые корни. Здоровые корни – живая память людей.
Народ без своего языка, своей культуры и традиций не имеет будущего.
*Если из этих вопросов дети ответят хотя бы на пять, мы будем считать, что это хороший результат, а если на десять – то, что встреча была не напрасной!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Богуславская М. Я. Русская глиняная игрушка. - Искусство. Ленинградское объединение, 1975.
2. Богуславская М. Я. Русское народное искусство. - Л., 1968.
3. Буклет «Народное искусство Рязанской земли». Вышивка, кружево, узорное ткачество. Выставка из собрания рязанского областного художественного музея. - Рязань, 1990.
4. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Фольклор и родное слово. Пособие по русской словесности для учащихся 5-6 классов средней школы. - М., 1995.
5. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М., Мозаика-синтез.
6. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М., 1991.
7. Кузин В. С. Изобразительное искусство в школе, 3-е изд., переработанное и дополненное. - М., 1998.
8. Можаева Е. М. Русский сувенир. Советская Россия. - М., 1976.
9. Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов научно-исследовательского института художественной промышленности. Выпуск 5. Изобразительное искусство. - М., 1972.
10. Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов научно-исследовательского института художественной промышленности. Выпуск 5. Изобразительное искусство. - М., 1972.
11. Народное искусство. Художественные промыслы СССР. - М., 1987.
12. Народные художественные промыслы России. Альбом. Составитель П. И. Уткин. -М., 1983.
13. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Альбом. - М., 1983.
14. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2000 г.
15. Русская народная одежда. Альбом. – М., 1974.
16. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. – Л., 1984.
17. Русский толковый словарь С. И. Ожегова.
18. Сказки земли Рязанской. Рязанский государственный педагогический институт. – Рязань, 1970.
19. Современная городская глиняная игрушка «Рязанский оберег» -Альбом для детей и родителей, педагогов и любителей прикладного творчества. Рязань. 2016 г. Шустина О. В.