Галина Дунаева
Настольная игра для 1–4 человек с 4–7 лет «Мир пуговиц» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Правила игры
Цель: Целью данного пособия является систематизация практического материала, используемого при создании индивидуальных образовательных маршрутов по развитию всех компонентов устной речи детей с ОВЗ. Материал систематизирован в соответствии с целями по всем речевым направлениям. Развить сенсорные способности у детей с ОВЗ.
Темочки:
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Подготовительная группа
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Задачи: Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, включая органы чуств: зрения, слух, осязание.
Закреплять основные цвета, формировать умение чередовать их.
Определять и сортировать пуговицы по виду и размеру, расширять представление о фактуре предметов, совершенствовать глазомер. Способствовать формированию у детей знаний о татарском, русском орнаменте, умению составлять узоры.
Развивать речь, мелкую моторику рук, зрительную память,внимание.
Воспитывать самостоятельность,аккуратность, умение доводить дело до конца.
Для игры сделаны: черно - белые карточки с образцами русских и татарских орнаментов; разноцветные образцы русских и татарских орнаментов; силуэты: калфак, тюбетейка, платье, фартук, сапог, кокошник, камзол, матрешка, чайник, кубик с разноцветными сторонами.
Также для игры подобраны пуговицы того цвета, которые встречаются в узорах.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям выложить из пуговиц татарские, русские узоры.
Варианты игры:
1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.
2. Ведущий предлагает детям силуэты: калфак, сапог, матрешка и кубик с разноцветными сторонами. Какой цвет выпадет играющему, такого цвета необходимо выложить узор.
3. Ведущий предлагает детям, опираясь на образцы, выкладывать из пуговиц татарские, русские узоры.
4. Предлагается играющим (3 - 4 человека) по одной карточке с образцами русских и татарских орнаментов. Кто быстрее по памяти выложит свой узор по памяти с опорой на образец.
5. Детям предлагаются разноцветные образцы русских и татарских орнаментов, по их контуру выкладывать узоры из пуговиц.
Методические указания к игре: Данную игру можно использовать в совместной деятельности педагога и детей, как для индивидуальной работы, с подгруппой детей.
Из опыта работы “Коррекция речи детей с помощью игровых технологий
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Из опыта работы на основе наблюдения детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Исследователи указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием детей, при этом особо подчеркивают благотворное влияние моторных упражнений на становление речи у детей раннего дошкольного возраста.
В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую популярность? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё несколько лет назад взрослым и детям в том числе, большую часть домашних дел приходилось выполнять раками перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а сейчас эти операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы, мультиварки. Вся эта популярность непосредственным образом отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Тогда он уже в младшем дошкольном возрасте научится веселиться, обретет бодрость, хороший настрой, а это обязательно усилит способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует развитию речи детей, укреплению физического и нервно-психического здоровья, а также духовному развитию.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух.
В целях безопасности педагог строго следит за детьми во время игр по мелкой моторике!