Елена Булатова
Музыкально-дидактическая игра «Паровоз»
▼ Скачать + Заказать документы
В данном материале представлена авторская разработка музыкально-дидактической игры «Паровоз», Булатова А. С., музыкальный руководитель МБДОУ «ДС №7 г. Челябинска»
Как и любая другая игра, музыкально-дидактическая игра «Паровоз» по своей подготовке включает в себя развитие игровых действий. В основе игры лежат задачи развития музыкального слуха, координация движений. Игра помогает знакомить детей дошкольного возраста с музыкальным миром, в увлекательной форме сравнивать длинные и короткие длительности, различать и слышать музыкальные инструменты.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра „Паровоз“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Правила игры нацелены на то, чтобы помочь ребёнку разобраться с ритмическими цифровками и тембровым (слушание музыкальных инструментов) слухом.
Аннотация
Основное назначение данной музыкально - дидактической игры «Паровоз» - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении коротких и длинных звуков, развить у них чувство ритма, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Данная игра может быть использована как в младшей, так и в старше-подготовительной группе, что представляет большое значение, когда у вас комбинированные или разновозрастные группы.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с ритмом, научить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Задача игры - ознакомить детей с длинным (звук – «ТА») и коротким звуком («ТИ-ТИ», расширить их музыкальный кругозор.
Направлять дошкольников к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской).
1 занятие
Знакомство с игрой, показ карточек, заучивание стихотворения, простукивание ритмических рисунков по образцу. Ведущий, в дальнейшем ребёнок, показывает карточку, ребёнок хлопает в ладоши простукивая ритм и проговаривает слоги.
«та» (долгий, «ти – ти» (короткий).
2 занятие
Закрепление материала предыдущего занятия. Добавление, знакомство-повторение с музыкальными инструментами (Бубен, ложки, треугольник, маракас) каждое новое занятие, новый музыкальный инструмент. Знакомить детей с тембрами музыкальных инструментов можно дистанционно включив запись на USB-флеш-носителе, а также живым исполнением на музыкальных инструментах.
3 занятие
Закрепление материала предыдущих занятий. В беседе закрепляем правила игры, проводим игру, проверяем, все ли дети усвоили длинные и короткие звуки.
Воспитанники второй младшей группы хорошо справляются с заданиями, когда видят большие и маленькие картинки. Для их восприятия доступно сопоставление и смена четвертных (долгих) и восьмых (коротких) длительностей.
По показу воспитателя дети выполняют тихие и громкие хлопки в ладоши. На эту же задачу я провожу также игру Е. Тиличеевой «Ловкие ручки» сл. Ю. Островского.
Усвоение динамических оттенков детям-малышам удаётся легче. Несложно выполнить какие-то простейшие движения (Хлопать, топать, если они проходят под песню.
Можно использовать игру «Угадай, на чём играю?» На занятиях детям даю погремушки, бубны, треугольники, маракасы.
В течении года я проводила с детьми на музыкальных занятиях музыкально – дидактическую игру «Паровоз». Постепенно усложняла детям задания, неоднократно их повторяя. Проверяя индивидуальное усвоение заданий по ритму, тембру, динамике. Вначале нелегко дисциплинировать детей, они часто отвечают хором, но с ними всегда можно договориться, но иногда мне всё-таки приходилось проверять индивидуально ребят, приглашая к себе, или моим сказочным «помощникам», чтобы остальным детям не было скучно я просила вместе с воспитателем проверять его ответ и тем самым закреплять и свои знания.
Чтобы сохранить интерес к игре, не сразу усложняйте её заданиями. Постепенная тренировка обеспечивает развитие музыкальных способностей у большинства детей, даже самых робких. Знакомство с музыкальными инструментами происходит постепенно, различные карточки можно найти на огромных просторах сети интернет, они необходимы для закрепления ритмических рисунков. Сначала увидели, изучили, потом потрогали и поиграли.
Дети вначале затрудняются выполнять задания - но применяя метод показа, прошу детей повторить за мной, за соседом и т. д. (можно гостевых зверей-кукол использовать) дети довольно быстро усваивают материал.
Игровой материал:
Карточки ( раздаточный материал: вагон с лисичкой-рыбка, медведь-бочка с мёдом, бурундук-орехи)
Кубик
Музыкальные инструменты.
С помощью карточек наблюдая за игровой деятельностью детей старшего возраста свидетельствует: в отличии от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом, составлять, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.
Ход игры
Предлагаю посмотреть на карточки и заучить стих
К нам приехал паровоз.
Что в вагончиках привёз?
Бурундуку-орешки
Рыбку-лисичке,
Мишке - медок
Как вагончики ты сложишь,
Ритм прохлопать сам ты сможешь!
Ведущий, в дальнейшем ребёнок, показывает карточку,
ребёнок хлопает в ладоши простукивая ритм и проговаривает слоги
«та» (долгий, «ти – ти» (короткий).
Ритм сейчас я простучу,
А потом я помолчу.
Даром время не теряй
И быстрее повторяй.
По ходу овладения игра усложняется, добавляются кубик и музыкальные
инструменты.
При выполнении игры выбирается ребёнок, считалочкой, который бросает кубик, он же и проигрывает ритмический рисунок карточек.
В будущем можно поработать над другими задачами:
- продолжать совершенствовать основные ритмические движения в музыкально - дидактических играх;
-добиваться, чтобы каждый дошкольник применял усвоенные знания на практике, умел играть не только в стенах детского сада, а также в гостях, дома и т. д.
-воспитывать в детях не только подчинённых, но и руководителей игры, которые могли бы сами организовать игру с группой детей;
- использовать музыкально - дидактическую игру «Паровоз» как ценное средство воспитания и развития дошкольников.
Данная игра апробирована в МБДОУ «ДС №7 г. Челябинска» рекомендована для музыкальных руководителей, студентов и родителей.
Делая вывод могу с точностью сказать, что последовательная работа с детьми и любовь к коллективной музыкальной деятельности, помогает закрепить пройденный музыкальный материал играя, таким образом в ходе проделанной работы, можно подтвердить, что музыкально-дидактическая игра «Паровоз» помогает в развитии детей, социализирует дошкольников.