Бахмач Светлана Анатольевна
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР «Зимующие птицы»
▼ Скачать
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада.
Составитель: Бахмач Светлана Анатольевна, воспитатель ГБДОУ д/с №79 «Семицветик», Фрунзенского района Санкт – Петербурга.
Задачи:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные: Закрепить и обобщить знания детей о зиме и зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Учить составлять рассказ о птицах по плану, с использованием схем-моделей.
Развивающие: Продолжить развивать речь и навыки общения; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно- следственные связи.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес; Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, любовь к птицам, желание помогать им.
Коррекционные: Упражнять в употреблении сложных прилагательных, в согласовании существительных с местоимениями, составлять предложения.
Оборудование: Мультимедийная установка. Запись «Голоса птиц в природе». Графические модели с обобщёнными признаками птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними явлениями в природе.
Наблюдение за зимующими птицами.
Рассматривание репродукций и фотографий с изображением птиц.
Чтение художественной литературы.
Беседа о зимующих птицах.
Разучивание стихов и загадок о птицах.
Изготовление, с помощью родителей, кормушек и корма для птиц.
Ход НОД:
Звучит запись «Голоса птиц в природе».
Педагог: Чьи голоса мы с вами слышим?
Дети: Мы слышим птичьи песни.
Педагог: По каким признакам мы отличаем птиц от других животных?
Презентация 1: < Cлайды 1 - 7 >
Дети называют признаки птиц.
(Если дети затрудняются ответить, педагог задаёт вопросы: Чем покрыто тело птицы? Сколько у птицы лап? …).
Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови лишнее слово».
*Ласточка, лебедь, сорока, аист.
*Грач, воробей, соловей, кукушка.
*Ворона, скворец, чиж, гусь.
Дети: сорока….
Педагог: Почему вы выделили этих птиц?
Дети: Эти птицы не улетают в тёплые страны, зимуют с нами, а остальные птицы перелётные.
Педагог: Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
Дети: Зимующие.
Педагог: Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Дети: Эти птицы не боятся морозов и находят еду в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами – хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Педагог: Ребята отгадайте загадки. (Рассказывают загадки дети. )
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По ночам кочует,
Коноплю ворует.
Дети: Воробей.
Презентация 2: < Cлайд 2>
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Снегирь.
Презентация 2: < Cлайд 3>
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех сильней.
Прячется в высоких кронах,
А зовут её …
Дети: Ворона.
Презентация 2: < Cлайд 4>
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в моё стекло
Стукнула …
Дети: Синица.
Презентация 2: < Cлайд 5>
Эта птица-непоседа
Одного с берёзой цвета.
Дети: Сорока.
Презентация 2: < Cлайд 6>
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий …
Дети: Клёст.
Презентация 2: < Cлайд 7>
В красной шапке расшитой,
В чёрненьком кафтане,
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня – красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та!
Дети: Дятел.
Презентация 2: < Cлайд 8>
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках - хохолки!
Дети: Свиристели.
Презентация 2: < Cлайд 9>
Он живёт на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поёт,
Бодро семечки клюёт.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал…
Птицу эту кто узнал?
Дети: Голубь.
Презентация 2: < Cлайд 10>
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы
Чем бы поживится.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Вот на ветках, посмотри, (Дети руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают руками грудку)
Распушили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Головой вертят, (Повороты головой влево, вправо)
Улететь хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Педагог: Дети, вспомним о каких зимующих птицах прозвучали загадки?
Дети: В загадках говорилось о воробье, снегире, вороне, синице, сороке, … .
Педагог: Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Дети: Галки, сойки, совы, ястребы, поползни, корольки, щеглы, куропатки, рябчики, тетерева … .
Педагог: Давайте, ребята, расскажем о некоторых зимующих птицах по плану: (педагог в помощь детям может к каждому пункту плана заготовить схемы, но предварительно провести ознакомительную работу с ними)
1. Кто это? (схема: – пустой лист
2. Внешний вид. - цветные кляксы
3. Где селятся? - домик
4. Способ передвижения. - следы
5. Чем питается? - миска
6. Как подаёт голос? - открытый клюв, с ноткой
7. Какую пользу приносит? - насекомое)
(Педагог показывает слайд, а дети по желанию составляют рассказ о птице, дети внимательно слушают и дополняют ответы товарищей).
Педагог: Слайд № 2. Воробей.
Дети: 1. Это воробей. 2. Воробей маленькая очень подвижная птичка. У него коричневая спинка с широкими полосками. Хвост и крылья у него тёмно-бурые, голова серая, подбородок и горло чёрные, клюв тонкий. 3. Зимуют воробьи и в городе, и в деревне рядом с человеком. (В щелях стен, под крышами домов, балконов, на свалках, в заброшенных гнёздах … .) 4. Воробей по земле прыгает. 5. Он питается зерном, семенами, семечками, крошками. 6. Воробьи чирикают. 7. В летний период воробей уничтожает вредных насекомых.
Педагог: Слайд № 3. Снегирь.
Дети: 1. Это снегирь. 2. У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Спинка у снегиря голубовато-серая, клюв чёрный. 3. Зиму проводят в странствиях, перебираясь поближе к человеческому жилью. 4 Снегирь по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. 5. Они питаются ягодами рябины, облепихи, барбариса; семенами конского щавеля, клёна, липы…; почками. 6. Снегири мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!». 7. Полезны тем, что в летний период поедают вредных насекомых.
Педагог: Слайд № 4. Ворона.
Дети: 1. Это ворона. 2. Птица крупная. У вороны чёрные голова, горло, крылья, и хвост, остальное оперение серое. 3. С наступлением холодов промышляет в городах и других населённых пунктах, ночуют на деревьях в парках и скверах. 4. Ворона по земле шагает. 5. Она всеядна. В её рационе насекомые, грызуны, яйца и птенцы других птиц, лягушки, ящерицы, зёрна злаков, семена растений …. 6. Вороны каркают, умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека. 7. Ворона – санитар, истребитель грызунов, отбросов, которые возникают возле человеческого жилья, падали, вредных насекомых.
Педагог: Слайд № 7. Клёст.
Дети: 1. Это клёст. 2. Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро- чёрные, самка – зеленовато-жёлтая. Клюв у птицы крепкий, толстый, сжатый с боков в виде креста. 3. Он живёт в лесах, где много хвойных деревьев. 4. Клёст хорошо бегает по веткам, способен кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат. 5. Питается он семенами хвойных деревьев. 6. У него звонкая песенка: «Цок – цэк, цок – цэк!» 7. Клесты поедают тлей, съедают 8-10% семян шишек и бросают вниз, где их подбирают белки. Из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. (Клёст –единственная птица, которая выводит птенцов зимой.)
Педагог: Слайд № 6. Сорока.
Дети: 1. Это сорока. 2. Сорока – крупная птица. У неё голова и крылья – чёрные, хвост тоже чёрный, с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Сорока – белобока, потому что пёрышки у неё по бокам белые. 3. Зимой птицы перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. 4. Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходит небольшими шажками. 5. Она всеядна, питается ягодами семенами растений, грызунами, насекомыми …. 5. Сорока громко стрекочет: «Ча - ча - ча!» 7. Сороки - истребляют вредных насекомых и грызунов, переносят семена растений, строят несколько гнёзд, в которых селятся другие птицы. (Сороки любят блестящие предметы.)
Педагог: Ребята, вы все молодцы, составили очень хорошие рассказы о птицах … .
Педагог: Плохо приходится зимующим птицам. Зимний день короткий и птицы едва успевают прокормиться и утолить голод. Очень трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. А во время гололедицы ветки деревьев покрываются ледяной коркой, что также затрудняет добывание корма. Птицам бывает невозможно вытащить насекомых из щелей коры или склевать оледеневшие ягоды и почки. При постоянном недоедании в зимнюю стужу, многие птицы голодные ослабевшие погибают. Поэтому птички в зимнее время приближаются к жилищам людей. И если мы будем подкармливать птиц, смастерим для них кормушки многие из них будут спасены от голодной смерти.
(Рассказывается стихотворение А. Яшина «Покормите птиц.»)
Подкормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Педагог: Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках. Чем мы можем подкормить наших пернатых друзей?
Дети: семечками, крошками … .
Педагог: Вы, ребята, очень добрые и заботливые, любите птиц. Вы вместе с родителями приготовили угощение для всех птиц семена подсолнуха, дыни, тыквы и арбуза, хлебные крошки; овёс и пшено - воробьям; несолёное сало – синичкам. Идём на прогулку и покормим птиц!
Звучит запись «Голоса птиц», дети одеваются и идут на прогулку, насыпают корм в кормушки.