Ольга Попсуйко
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми ОВЗ «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Садко» города Смоленска
Авторская методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми ОВЗ «Путешествие по России»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель: Попсуйко Ольга Зиновьевна
Пояснительная записка
Актуальность
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Каждый из нас понимает, что именно в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. В связи с этим главная роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала старших дошкольников во взаимодействии семьи и ДОУ. Суть духовно-нравственного воспитания состоит в создании условий, необходимых для того, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи. Старинная мудрость гласит: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать духовно-нравственную личность. Наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Характеризует человека, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира. Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных норм поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а с тем, что хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и оценкой собственного поведения.
Публикация «Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми ОВЗ „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Дошкольный возраст – активное вхождение ребенка в социальный мир. Ребенок проявляет первые моменты самоутверждения, стремится воздействовать на ситуацию. В этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям, к нормам поведения. С самого детства люди начинают узнавать традиции и культуру своего народа. И поэтому, чтобы ребенок стал настоящей личностью, прививать любовь к своему народу и традициям надо в нем с самого детства.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.
В последнее время в детский сад поступают дети других национальностей, говорящих на своем родном языке, имеют свои обычаи и культуру. Возникла необходимость познакомить детей с традициями и культурой других национальностей, проживающих у нас на Смоленщине и посещающих наш детский сад.
Цель: дать детям представление о России как о многонациональном, но едином государстве.
Задачи:
• Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России.
• Познакомить с особенностями разных народных культур.
• Познакомить детей с народными играми.
• Развивать коммуникативные навыки у детей, умения общаться со сверстниками и работать в коллективе.
• Закреплять навыки рисования цветными мелками.
• Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Представленная методическая разработка предназначена для детей подготовительной группы.
Планируемые результаты:
• возник стойкий интерес к национальным культурам других национальностей, традициям и обычаям;
• появляется уважение к представителям других национальностей;
• формируются чувства собственного достоинства как представителю своего народа.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация «Путешествие по России», карта РФ, куклы из шариков, маски мальчиков и девочек в национальных костюмах чукчей, русские народные платки, гимнастические палки, индивидуальные коврики, магниты с изображением детей в национальных костюмах, плакат с изображением березы, восковые мелки, листы бумаги для рисования.
Предварительная работа:
• Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
• Чтение сказок народов России
• Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.
• Разучивание подвижных игр народов России
• Рассматривание и рисование предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)
Содержание
Воспитатель обращает внимание на кукол из шариков. Куклы Саша и Маша увидели в нашей группе карту «Наша Родина – Россия», но они не знают, что обозначают эти слова «Родина» и «Россия».
Давайте поможем им и расскажем, что значит Россия и Родина.
-Что такое Россия? (страна в которой мы живем).
-Как ещё можно назвать Россию? (Родина).
-А что такое Родина? (место, где мы родились и живем).
Кто может рассказать стихи о Родине?
***
Великую землю,
Любимую землю
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
***
Слышишь песенку ручья - это Родина твоя!
Слышишь голос соловья - это Родина твоя!
Видишь звездочки Кремля - это Родина твоя!
Школа, где твoи друзья - это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,
И в лесу смородина - это тоже Родина!
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймешь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Давайте подойдем к карте и посмотрим, какая наша страна огромная. Когда на одном краю нашей страны встает солнце, и люди просыпаются, то на другом краю – люди ложатся спать. А ещё наша страна многонациональная. Кто знает, что это значит? (В нашей стране живёт много разных народов)
Сегодня я хочу вас, вместе с Сашей и Машей, пригласить в путешествие по нашей стране и посмотреть, как живут другие народы. Как вы думаете, на каком транспорте быстрее всего путешествовать по нашей стране? (самолёт, поезд). Это правильно, но на поезде надо ехать несколько дней, чтобы проехать через всю страну, а на самолёте лететь несколько часов. Поэтому мы будем путешествовать виртуально с помощью компьютера. Мы сможем мгновенно перенестись в любую точку России. И так отправляемся в путь.
Раз, два, три, поспеши,
Место ты свое займи.
Не зевай, не скучай,
Лучше все запоминай.
Описание слайдов
к презентации «Чукотка»
1 слайд
Мы попали на крайний север. Это Чукотка. Самый холодный и суровый край России Она расположена в горной тундре рядом с Северным Ледовитым океаном.
2 слайд
Народ Чукотки приспособился к этому суровому климату. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает.
3 слайд
Дома, которые строят чукчи, называются – чум. Они похожи на шалаш: тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами.
4 слайд
Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т. к. чукчи не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.
5 слайд
Народы Севера издавна научились шить теплую одежду и обувь из оленьих шкур и меха других животных. Зимняя одежда с капюшоном – кухлянка. Мягкие оленьи сапоги – торбаса.
6 слайд
Чем же занимаются люди на севере?
7 слайд
Основным видом занятий является оленеводство. Олень в жизни северных народов – всё. Это еда: мясо, сало. Это одежда, постель и даже жилище, для жилищ используют оленьи шкуры. На оленя ездят и перевозят грузы.
8 слайд
Охота. Охота имеет большое значение для чукчей. Мясо используют в пищу, а из шкур животных шьют одежду.
9 слайд
Рыбной ловлей. Рыбу используют в пищу. Её солят, варят, сушат, замораживают. Используют рыбий жир. Из рыбы даже изготавливают муку.
10 слайд
В летнее время, когда снег растает, собирают ягоды и грибы.
11, 12, 13, 14 слайд
Брусника. Морошка. Клюква. Голубика.
15 слайд
Эти ягоды собирают и замораживают на зиму, они очень вкусные и целебные. Зимой из них делают морсы, настои, варят кисели.
16 слайд
Мы с вами посмотрели, как живут чукчи, чем занимаются, а сейчас я предлагаю познакомиться с этими замечательными людьми, и узнаем, чем они любят заниматься.
Коммуникативная игра «Знакомство с чукчей"
Цель: учить дошкольников невербальным способам общения.
Коммуникативная игра «Мой друг»
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вот мы с вами познакомились и подружились с жителями крайнего севера. Мы с вами побывали в гостях, а гостей принято угощать. У меня есть для вас гостинцы – это морс из ягод, которые собирают чукчи. А теперь давайте, подойдём к карте и отметим, где мы с вами побывали. (Прикрепить магнит). Я снова приглашаю вас в путешествие.
Раз, два, три, поспеши,
Место ты свое займи.
Не зевай, не скучай,
Лучше все запоминай.
Описание слайдов
к презентации «Татарстан»
1 слайд
А сейчас мы с вами попали в Татарстан. Перед вами столица Татарстана – Казань.
2 слайд
Здесь живут татары. Очень гостеприимный народ. У них своя культура, свои обычаи и традиции.
3 слайд
Они умеют строить красивые деревянные дома и украшать их резным орнаментом.
4 слайд
С давних времен они занимались земледелием и скотоводством и раньше жили в юртах.
5 слайд
И сейчас живут в юртах те татары, которые занимаются кочевым скотоводством. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует с одной стоянки на другое место.
6 слайд
Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Юрту строят из раздвижной деревянной решетки, сверху обтягивают войлоком и обвязывают веревкой.
7 слайд
У татар красивая национальная одежда. У женщин длинные платья с оборками и длинный жилет – камзол. На голове шапочка – калфак. Калфак имеет конусообразную форму с кисточкой на конце которая откидывается на бок или назад. У мужчин длинные рубахи без пояса, широкие штаны и длинный камзол. На голове шапочка – тюбетейка. И у мужчин и у женщин на ногах сапожки – ичиги.
8 слайд
Какими же народными промыслами занимаются татары?
Самым распространенным видом творчества являлась вышивка. Вышивкой украшали одежду, обувь, головные уборы, постельные принадлежности.
9 слайд
А ещё татары занимаются кожаной мозаикой. Украшают ею свои национальные сапоги – ичиги.
10 слайд
Татары занимаются ювелирным искусством. Изготавливают красивые женские украшения.
11 слайд
У татар много национальных праздников. На каждый праздник они обязательно готовят угощение. Самым любимым национальным лакомством является чак-чак. Его делают из теста и поливают мёдом.
12 слайд
Самый любимый и веселый праздник татар это Сабантуй (Праздник плуга). Его празднуют после окончания весенних полевых работ (когда все семена будущего урожая посеяны).
13 слайд
На празднике устраивают различные соревнования: бег в мешках, перетягивание каната, хороводные игры.
Подвижная народная игра «Юрта»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве и согласованно действовать в коллективе сверстников.
Вот мы с вами и побывали в Татарстане, в гостях у татар и у меня снова есть гостинцы для вас. Это чак-чак. Национальное лакомство.
А сейчас давайте подойдём к карте, и отметим, где мы с вами побывали (прикрепить магнит).
Я снова приглашаю вас в путешествие.
Раз, два, три, поспеши,
Место ты свое займи.
Не зевай, не скучай,
Лучше все запоминай.
Описание слайдов
к презентации «Дагестан»
1 слайд
Мы свами на юге нашей страны. Это Дагестан в переводе (Страна гор).
2 слайд
Дагестан находится на берегу Каспийского моря
3 слайд
Большая часть селений в Дагестане находится в горах.
4 слайд
Это сакля – дом горцев его делают из глины и камня.
5 слайд
Это дагестанский национальный костюм. У женщин длинная туника до пола, а сверху распашное платье украшено поясом. На голове обязательно лёгкий платок. У мужчин рубашка - бешмет сверху черкеска (она может быть разных цветов красная, белая, чёрная). На голове шапка-папаха. На ногах сапоги – ичиги.
6 слайд
С давних времен дагестанцы занимались гончарным ремеслом. Изготавливали из глины различную посуду, кувшины.
7 слайд
Занимались резьбой по дереву и камню.
8 слайд
Украшали узорами серебряную посуду.
9 слайд
Вручную ткали очень красивые ковры
10 слайд
Занимались вышиванием. Украшали золотым шитьём одежду, постельные принадлежности, ковры.
11 слайд
Дагестан находится на юге нашей страны, поэтому там растёт очень много фруктов.
12 слайд
Дагестанцы очень гостеприимный народ. Любят праздники и танцы. Самым любимым народным танцем является – лезгинка. Её танцуют настоящие джигиты.
Народная игра «Ты джигит и я джигит»
Цель: развивать силу и ловкость.
Ты джигит, и я джигит!
У обоих грозный вид!
Ты на солнце я в тени
Ты меня перетяни!
Вот мы с вами и побывали в Дагестане, в гостях у дагестанцев и у меня снова есть гостинцы для вас. Это южные фрукты.
А сейчас давайте подойдём к карте, и отметим, где мы с вами побывали (прикрепить магнит).
Ребята, а какое дерево является символом нашей Родины? (берёза)
Кто расскажет стихотворение о березе.
БЕРЁЗА
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою,
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Предлагаю вам в честь дружбы наших народов посадить берёзовую рощу (нарисовать дерево) и прикрепить к нашей одинокой берёзе (плакат).
Ребята, а кто знает пословицы о дружбе народов.
- Дружба и братство лучше богатства.
- Если дружба велика – значит Родина крепка.
-Дружба народов – их богатство.
- На дружбе мир держится.
- На дружбе мир держится.
-Дружба – крепче каменной стены.
-Народы нашей страны дружбой сильны.
-Народное братство – дороже всякого богатства.
-Когда народ един, он и горы сдвинет.
- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
-Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Сегодня мы с вами совершили путешествие по нашей по нашей Родине: России. Мы поиграли в игры, мы потрудились – посадили деревья. Мы собрали целую корзину угощенья. Я приглашаю вас на Сабантуй.
Используемая литература
1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования, №1, 2006. – С. 273 –278.
2. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67 - 73.
3. Интернет-ресурсы
4. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина Детские народные подвижные игры, М. «Просвещение» Владос, 1995
5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт. -сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
6. Е. А. Покровский Русские детские подвижные игры. Творческий центр «Сфера» Санк-Петербург 2009
7. Тентюрина Н. Семья и проблемы межнационального общения // Начальное образование. 2011. 144 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.