Ирина Николаевна Сазонова
Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях. Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Цель занятия: автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях.
Задачи:
- закрепить умение правильного произношения звука «Ш» в словах и предложениях;
-развивать умение давать характеристику звука «Ш»;
-развивать зрительное восприятие и мышление;
-формировать навык правильного речевого выдоха;
-развивать фонематические процессы;
-воспитывать чувство сострадания, умения работать в коллективе сверстников.
Оборудование: воздушный шарик, «Звуки леса»., видеописьмо от медведя, макет леса по росту детей, герой - медведь, индивидуальные зеркала, плакат «шкаф с медом», предметные картинки, «волшебный мешочек», карандаш, шапка, машина, подушка, петух, перо, коробка со сладкими подарками, шарики из ваты, плакат «артикуляционная гимнастика в картинках для шипящих звуков», картотека «дыхательная гимнастика», Умное зеркало.
Ход подгруппового занятия.
1. Организационный момент
Педагог: Мы сегодня будем упражняться в произношении самого шуршащего звука, но сначала нас ждет Умное зеркало и ваши личные зеркала!
-Артикуляционная гимнастика по показу на Умном зеркале.
- заборчик
- улыбочка
- дудочка
- окошко
- киска сердится
- блинчик
Дыхательная гимнастика: «Горячий чай», «Загляни в окошко».
2. Основной этап
У педагога звенит телефон, она включает громкую связь, и все дети слышать жалобы медведя: Здравствуйте, дети, меня зовут Миса! Я готовлюсь к поступлению в лесную школу, а у меня из речи убежал звук «С» и теперь вместо Миса, я говорю Мисааааа!»
- Подожди, мы поняли, что у тебя убежал звук «Ш»?
- Да! Звук «С», я же его не могу правильно произнести!
- Ребята, поможем Мишке найти убежавший звук «Ш»?
Знакомство с акустико- артикуляционным образом звука
- А вы, дети, знаете звук «Ш»?
- Да!
- Как правильно ставим губы при его произнесении?
- Трубочкой!
- Где находится язычок?
- За верхними зубами, чашечкой!
Дети вместе с учителем-логопедом произносят звук.
- Какой воздух выходит изо рта Холодный или теплый?
-Теплый!
- Звук «Ш» гласный или согласный?
- Согласный!
- Твердый или мягкий?
- Твердый, обозначается синим кружком!
- Все мы повторили о звуке и отправляемся в лес к Мишке!
В подарок возьмем с собой:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака (воздушный шар).
Дети перемещаются в другое помещение с импровизированной лесной полянкой, идут по дорожке, звучат голоса птиц.
- Вот мы и в лесу. Слышите, птички поют, вдохните свежий лесной воздух через нос, медленно выдохните… Как хорошо и тихо в лесу…
- А где Медведь, он обещал нас встретить.
Выходит, Медведь: Наконец-то вы пришли, давайте его искать, я уже под все кустики заглянут, под все деревья…
Педагог: нет-нет, мы сначала поищем его у тебя. Ребята, покажите Мишке, как правильно поставить губы и язычок, чтобы вышел звук «Ш» изо рта (медведь упражняется вместе с детьми и у него получается).
Педагог: Чтобы твой звук от тебя снова не убежал, давайте поищем в лесу слова, в которых есть этот звук.
Игра на развитие фонематического слуха «Найди звук»
Дети вместе с Медведем занимаются поиском животных, предметов, природных объектов, в словах которых есть звук «Ш»: лягушка, мышка, крошка, шубка ушки.
Медведь с таким удовольствием произносит слова со звуком «Ш», что логопед предлагает помочь ему отыскать такие слова в «Чудесном мешочке».
Игра на автоматизацию звука в словах «Чудесный мешочек»
Дети достают их мешочка картинку, называют ее, а затем ласково, например, перо-перышко. (карандаш, шапка, машина, полушка, петух, перо).
Игра на автоматизацию звука «Ш» в предложениях
Медведь просит составить правильно письмо дедушке и читает его, а дети исправляют речевые ошибки.
«Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Камешек нашел Пашу.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок».
Медведь предложил детям пройти к его домику, где стоит баночка с медом в угощение детям, где и дети подарили Медведю воздушный шарик.
Рефлексия
Когда дети вернулись в группу и рассмотрели банку с медом, то увидели наклеенные на ней картинки: мишка, мышка, кошка, ушки.
- понравился наш поход в лес?
-кому мы там помогли?
- как вы помогали Мишке?
- научился Медведь говорить слова со звуком «Ш»?
- каждый из вас произнесите слово с данным звуком.
Литература:
1. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет. / СПб., 2019.- 240 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://oldfiro.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/nisheva_kompleksn_obrazov_programma_3-7.pdf
2. Панкратова О. П. Информационные технологии в педагогической деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие: электронное издание / О. П. Панкратова. – Ставрополь. - СКФУ, 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009736805
3. Руднева И. И., Токшина Ж. А. ArtikMe: методическое пособие. / И. И. Руднева. - Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2020.-48 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://rd-robot.ru/assets/manager/manuals/ArtikMe_MP.pdf