Галина Власова
Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука – Л- в связной речи.
Учитель-логопед Г. И. Власова МБОУ Пржевальская СШ
Цели:
1. Коррекционно - образовательные: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью; формирование кинестетического образа звука – л- (ощущение положения органов артикуляции); расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ; умений составлять рассказ по опорным картинкам формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных, образовывать множественное число существительных;
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Л] в связной речи“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Коррекционно - развивающие: устранение дефектного произношения звука –л-, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; мелкой и общей моторики; мышления, памяти, внимания;
3. Коррекционно – воспитательные: воспитание любви к природе; заботливого отношения к окружающим; положительной мотивации к занятиям. Оборудование: предметные картинки с изображением животных; макет жилищ диких животных, дидактические игры «Чей хвост, чья голова», «Чудесный мешочек», «Помоги детенышам найти свою маму».
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Артикуляционная гимнастика. - накажем непослушный язычок -белим потолок -индюк -стучим по бугорочку и произносим: ыыыы -гудок паровоза ( высовываем острый язычок и произносим: ууу
3. Сообщение темы занятия - К нам летит самолет и поет песню: ллллллл - Какую песню поет? Сегодня будем говорить о звуке – Л
4. Звук в изолированном виде. Как гудит самолет у Алеши? У Саши…. Все вместе: лллллл 5. Акустико-артикуляционная характеристика звука. (соответствующие символы характеристики звука) - Губки улыбаются, язычок вверху за зубками, выдыхаемый воздух теплый, звук звонкий, согласный.
6. Соотношение звука с буквой. Звук –л- обозначается буквой –эл-(показ буквы) «Алфавит продолжит нам буква – Л- лесной шалаш» -Соберите букву – л - из частей. (разрезанная буква –л- на части)
7. Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук»
8. Звук в слогах. Гостям расскажем стишок с движениями «Ла-ла-ла –в лесу белка жила (хлопки) Ло-ло-ло- белкин дом дупло (хлопки, показ дупла руками) Лу-лу-лу-белка скачет по стволу (хлопки, стучат по столу) Лы-лы-лы-у белки уши малы (хлопки, показ ушей руками)
9. Звук в словах. - К нам на самолете прилетели гости, а кто вы узнаете, отгадав загадки: «Хвост пушистою дугой, всем знаком зверек такой. Острозубый, темноглазый по деревьям любит лазать» (белка) «Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой» (медведь) «Кто зимой холодной в лесу ходит серый, злой, голодный?» (волк) «Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса. Кто же это?» (лиса) «Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной» (ежик) «По снегу бежит - петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, волку и лисе обидно» (заяц) «Сидит под окном и чирикает: чик-чирик» (воробей) (выставляются картинки) - Здесь одна картинка лишняя. Какая? Почему? (воробей, потому что птица) А какие животные: домашние или дикие? Почему дикие? А теперь выберите только тех животных, в названии которых есть звук – л. -Определим место звука в слове : начало, середина, конец. Игра «Чей хвост, чья голова» (по картинкам) Игра «Кто где живет?» (по картинам)
10. Звуко - буквенный анализ слова –волк-.
11. Физминутка. Поиграем в теремок - Дети открывайте теремок: разводят руки в стороны Стоит в поле теремок, теремок (поднимают руки над головой) Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на носочки) На двери висит замок (пальцы в замок) Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьями вперед-назад) Слева-зайка, справа-мишка (повороты головой) Отодвиньте-ка задвижку (пробуют затянуть замок в сторону)
12. Звук в предложениях. Игра «Помоги детенышам найти своих мам» Животные гуляли со своими малышами на поляне. Детеныши заигрались и потерялись. Помогите им найти своих мам (волчонок у волчицы, бельчонок у бельчихи….)
13. Звук в связной речи. - Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом - под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружье, фоторужье. Это он делал снимки зверей на память. (пересказ по цепочке, затем один).
14. Итог занятия. - Ребята, кто сегодня был у нас в гостях? Чем мы занимались? Игра «Чудесный мешочек» -Животные привезли нам чудесный мешочек, а в нем подарки. На ощупь отгадаете что там за подарок и от кого (яблоко, орех, морковь, бочонок меда).
Используемая литература. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989.—223с. : ил. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. – М., 2000. – 314 с. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с. Самоанализ занятия на тему : «Автоматизация звука –Л- в связной речи.»
На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6) с речевым диагнозом ОНР 3 уровня, посещающие логопункт. Занятие соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы. Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Занятие состоит из 14 этапов, которые взаимосвязаны и последовательны между собой. На занятии были использованы игры, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку. На этапе характеристики звука реализуются следующие задачи: - уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука; - показывается профиль звука на рисунке; - уточняются акустические признаки звуков : согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие; - находится образное сравнение звука ( самолет летит: ллллл) - определяется их место в звуко- буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить) Основной задачей этапа звука в слогах и слоговых сочетания является развитие слухо-речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов сочетается с развитием интонационной выразительности и движения. На этапе автоматизации звука в словах решаются следующие задачи: - развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; - уточнение и расширение лексического запаса; - овладение грамматическими категориями словообразования и словоизменения,; - развитие слухового внимания и зрительной памяти, тактильных ощущений; - овладение звуко-слоговым анализом; Для решения этих задач подобран речевой и наглядный материал. Для развития фонематических представлений проводится игра «Поймай звук». В работе по обогащению словаря детей выставляются картинки и определяется родовая группа (дикие животные, что способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала - слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова, - развивает звуковое чутье. Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Игра «Чей хвост, чья голова» способствует образованию притяжательных прилагательных от существительных, игра «Кто где живет» закрепляет в речи название жилищ диких животных. На этапе физкультурной минутки решаются следующие задачи: - снять усталость и напряжение; - внести эмоциональный заряд; - совершенствовать общую моторику; - выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; Физ. минутка проведена в форме психофизической гимнастики, где дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние животных, предметов. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. На данном этапе занятия решаются следующие задачи: - устанавливаются лексико - грамматические отношения между членами предложения; - актуализация накопленного словаря; - формирование связности и четкости высказываний; - работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; - анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии; На этапе автоматизации звука в связной речи основная задача - совершенствование навыка правильного произношения звука в связном тексте. т. е. доведение произношения звука до автоматизма. Используется технология моделирования связной речи приемами мнемотехники. Занятие закончилось сюрпризным моментом, где развивались тактильные ощущения и мышление. Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение дополнительных наглядных опор (картинок, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Задачи занятия реализовывались с помощью репродуктивного, объяснительноиллюстративного, проблемного методов обучения, применены фронтальные и индивидуальные формы работы. На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой и все они работают над выполнением триединой цели, что способствует выполнению поставленных задач.