А А Кайшенова
Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм отклоняющегося поведения является аутоагрессивное поведение, характеризующееся враждебными действиями, направленными на себя, в том числе: на лишение себя жизни, в нанесении себе повреждений без цели лишения себя жизни, а также в действиях, ведущих к физическому и психическому самоуничтожению и саморазрушению.
Аутоагрессивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения, которое по частоте встречаемости наиболее выражено в подростковом возрасте. Виды отклоняющегося поведения представлены на рисунке 1.
Публикация «Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте» размещена в разделах
Рисунок 1. Виды отклоняющегося поведения
А. А. Григорьева определяет аутоагрессивное поведение как любые формы активности личности, которая имеет деструктивную направленность против самой себя, при этом понимаются любые формы активности, начиная от нанесения самому себе умышленного вреда привычками, заканчивая увечьями и попытками суицида.
А. Г. Амбрумова, Е. Г. Трайнина, Н. А. Ратинова (1990) под аутоагрессивным поведением понимают действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают. Агрессия и аутоагрессия имеют единые патогенетические механизмы, соотносимые по типу «клапанного взаимодействия», когда сформировавшееся агрессивное поведение может направляться либо на окружающих, либо на себя (механизм ретрофлексия в терминах гештальтпсихологии).
Анализ психологической литературы показал, что термины «аутоагрессивное поведение», «аутодеструктивное поведение», «суицидальное поведение» часто употребляются как синонимы, однако, их смысловая нагрузка различна. Аутоагрессивное поведение включает в себя собственно 2 понятия - суицидальное поведение и аутодеструктивное поведение.
На основании категории цели и сознательно-бессознательных механизмов (в психодинамическом понимании) В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева, для удобства, разработали классификацию аутоагрессивного поведения (рисунок 2).
Рисунок 2. Классификация аутоагрессивного поведения (В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева)
Выделяют следующие типы аутоагрессивного поведения :
• суицидальное поведение : осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;
• суицидальные эквиваленты и аутодеструктивное поведение : неосознанные действия (иногда преднамеренные поступки, целью которых не является добровольное лишение себя жизни, но ведущие к физическому (психическому) саморазрушению или к самоуничтожению;
• несуицидальное аутоагрессивное поведение : различные формы умышленных самоповреждений (самоотравлений, целью которых не является добровольная смерть (или заведомо неопасные для жизни).
Отличительной особенностью подросткового возраста является отсутствие страха смерти в виду несформированности данного понятия. Экспериментируя с различными видами рискованной деятельности, подростки отрицают реальность различных неблагоприятных последствий. Подобное явление объясняется высоким уровнем внутреннего диссонанса изменений в структуре личности подростка : невозможностью социально-психологической адаптации и ростом личностного напряжения, приводящего к утрате смысла жизни. При патологической заостренности страх смерти может серьезно подорвать жизнеутверждающую силу и творческий потенциал личности.
Под внешними факторами появления аутоагрессии в мировоззрении старшего подростка понимаются факторы окружающей действительности, среды, в которой он взрослеет и формируется. Если внутренние факторы привычны для любого человека, поскольку изначально заложены в нем, то внешние факторы – это выход из зоны комфорта, они не привычны для обычной жизни старшего подростка, они сдерживают его положительное векторное психическое развитие. Среди наиболее распространенных внешних средовых факторов формирования аутоагрессии можно выделить следующие: неблагополучная семья; недостаточная коммуникация взрослого окружения с взрослеющим ребёнком, непринятие перемен подростком, состояние изгоя, социальный статус подростка, влияние СМИ, плохое окружение, подростковый бунт, проблемы с саморегуляцией.
На сегодняшний день разработаны различные программы по профилактике аутоагрессивного поведения, применение которых на практике поможет справиться с трудной жизненной ситуацией и не искать выход из нее в совершении самоубийства. Данная профилактика должна осуществляться комплексно: с использованием различных средств, форм и методов; охватывать не только лиц, склонных к суицидальному поведению – их родных, педагогов, психологов и т. д. ; предполагать взаимодействие между различными органами и службами.
Список используемой литературы
Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения : Методические рекомендации. – М. : Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1980. -42 с
Профилактика аутоагрессивного поведения обучающихся. Методическое пособие / сост. А. К. Шарапова, С. А. Цой. – Самара: ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2021. –131с.
Руженков, В. А. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение»/ В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева ; БелГУ // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2008. - №32.- С. 20-24.