Светлана Тутубалина
Аукцион как форма изучения опыта семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Аукцион как форма изучения опыта семейного воспитания
В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения семейного воспитания в общественное. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в развитие личности ребенка. Поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога. При этом опыт родителей полностью игнорировался.
Публикация «Аукцион как форма изучения опыта семейного воспитания» размещена в разделах
В основе современной концепции образования лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». В связи с этим, возникает ряд проблем, которые необходимо решить:
1) Найти современные формы работы, позволяющие реализовать полноценное партнерское взаимодействие.
2) Помочь родителям осознать собственный опыт воспитания и развития ребенка.
Выявление опыта семейного воспитания является одним из критериев диагностики, позволяющей оценить уровень взаимодействия детского сада и семьи.
Изучать опыт семейного воспитания необходимо для того, чтобы иметь представление о воспитательных возможностях семьи, а также согласовывать воспитательные воздействия на ребенка в семье и в детском саду.
Одной из эффективных интерактивных форм взаимодействия и изучения опыта семейного воспитания можно выделить аукцион.
А сейчас давайте рассмотрим подробнее что такое аукцион. Всем известно, что такаое аукцион. Применительно к родителям, аукцион – это мероприятие, которое проходит в игровой форме, в виде продажи полезных советов по выбранной теме. Он может проводиться в рамках родительского собрания, а может быть использован как самостоятельная форма.
Для его проведения необходимо:
1. Выбрать тему, актуальную для родителей, для детей данной группы (например, в младшей группе «Кризис 3-х лет).
2. Провести предварительную работу (например, приготовить кризисные ситуации, происходящие с детьми и родителями).
3. Разработать сценарий аукциона.
4. Провести мероприятие.
А сейчас давайте на практике попробуем обыграть эту форму взаимодействия. Аукцион как часть родительского собрания.
Итак, тема родительского собрания «Кризис 3-х лет».
В первой части собрания педагог проговаривает проблему, актуальную для всех родителей, а именно, что к трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке. Он становится капризным, упрямым, вздорным.
Далее воспитатель поясняет, что значит кризис трех лет, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. А затем предлагает поделиться родителям своими секретами, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Эта часть собрания проводится в форме аукциона.
Сначала педагог объясняет родителям, что такое аукцион и правила участия в нем.
- Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем аукционе полезных советов по теме «Кризис трёх лет». Хочу напомнить, что аукцион – это публичная продажа товаров с использованием торгов. Цена товара определяется покупателями в процессе торгов между собой за право купить товар.
Итак, Вы сейчас участники аукциона - аукционеры. Я – аукционист, то есть ведущий аукциона.
Уважаемые аукционеры! Вы имеете право приобрести тот или иной лот. Лот - это один из полезных советов по разрешению различных ситуаций, которые происходят в вашей жизни, когда ребенок переживает кризис 3-х лет.
А есть ли у вас валюта для покупки лотов? (ответы). Обратите внимание на денежные знаки. Они называются плаксики. У каждого из вас имеется по 3 плаксика. Лоты вы можете приобретать лично, а при необходимости можно сложиться и купить лот на двоих и даже троих. Начальная стартовая цена всех лотов одинаковая - 1 плаксик.
Вы можете повысить цену, увеличивая ее на 1 плаксик, и обязательно объяснить, почему вы хотите повысить цену.
О своем желании приобрести лот или повысить цену, нужно заявить поднятием руки.
Тот, кто из вас последним назовёт самую высокую цену, тот считается обладателем этого лота - совета. Товар считается проданным после третьего удара молотка аукциониста.
Итак, начинаем наши торги.
Аукционист. Сын не желает переходить с мамой через проезжую дорогу. Ваши предложения по выходу из данной ситуации (на доске прикрепляются листы, предложения записываются). Предлагается приобрести нужный из вариантов. Предложившему большую цену – лот продается.
Начальная цена – 1 плаксикПр.
На продажу выставляется лот №1. (проговаривает) Желающие приобрести лот по заявленной цене? Кто больше?
Продано! (стук молотка) Помощник (родитель) вручает купившему жетон с номером лота.
На продажу выставляется лот №2. (проговаривает) Желающие приобрести лот по заявленной цене? Кто больше?
Продано! (стук молотка) Помощник (родитель) вручает купившему жетон с номером лота.
На продажу выставляется лот №3. (проговаривает) Желающие приобрести лот по заявленной цене? Кто больше?
Продано! (стук молотка) Помощник (родитель) вручает купившему жетон с номером лота.
После продажи педагог или педагог- психолог поясняют, как предложенные родителями советы могут повлиять на развитие личности и самостоятельности ребенка и помогут преодолеть кризис 3 лет.
Аукционист. Следующая ситуация: дочь не идет спать, капризничает.
Записываются предложенные варианты выхода из ситуации. Предлагаются для продажи.
На продажу выставляется лот №1. (проговаривает) Желающие приобрести лот по заявленной цене? Кто больше?
Продано! (стук молотка) Помощник (родитель) вручает купившему жетон с номером лота.
На продажу выставляется лот №2. (проговаривает) Желающие приобрести лот по заявленной цене? Кто больше?
Продано! (стук молотка) Помощник (родитель) вручает купившему жетон с номером лота.
На продажу выставляется лот №3. (проговаривает) Желающие приобрести лот по заявленной цене? Кто больше?
Продано! (стук молотка) Помощник (родитель) вручает купившему жетон с номером лота.
Здесь снова педагог или педагог-психолог обсуждают с родителями данные варианты выхода из ситуации.
Вот и закончился наш аукцион. Просим обладателей покупок выйти к трибуне. Поприветствуем их! Поздравляем вас, вы самые активные участники нашего аукциона! Ваши призы - раскраски –антистрес.
Сегодня мы познакомились с вашим опытом семейного воспитания. Надеюсь, что представленными советами вы воспользуетесь в воспитании своих детей.
В свою очередь, ваши полезные советы, мы помещаем в «Копилку родительского опыта».
Далее педагог рекомендует, что могут сделать родители в период кризиса. И делает вывод, что чем внимательнее, терпимее, доброжелательны к ребенку в период кризиса будем мы, взрослые, тем мягче и безболезненней пройдет для него этот период.
Аукцион может закончиться чаепитием, где в неформальной обстановке продолжится обсуждение на заданную тему.
Таким образом, аукцион – это активная форма взаимодействия педагога с родителями, и родителей друг с другом, позволяющая помочь родителям осознать свой собственный опыт, найти новые точки соприкосновения семьи и детского сада.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Справочник старшего воспитателя 2008г.
2. Интернет ресурс
3. Голицина Н. С. «Копилка педагогических идей» 2006г.
4. Образцова Л. Н. «Когда сдают нервы» 2006г.
5. Островская Л. Ф. «Педагогические знания родителей» 1987г.