Папки-передвижки

Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов

Елена Козлова
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Основные аспекты работы психолога

по предупреждению эмоционального выгорания.

В наше время проблема профессионального здоровья педагогических кадров привлекает к себе все большее внимание ученых и практиков. Наличие проблемы эмоционального выгорания педагогов предполагает постановку вопроса о своевременном выявлении и профилактике.

Возникает необходимость выстраивания целой системы работы в рамках образовательного учреждения.

Публикация «Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах

Для объяснения феномена эмоционального выгорания существует три основных подхода: индивидуальный, межличностный и организационный.

Индивидуальный подход рассматривает феномен выгорания с точки зрения индивидуальных личностных особенностей. То есть, основными причинами выгорания педагогов являются социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т. д.) и личностные особенности (самооценка, «Я-концепция», выносливость, локус контроля).

Межличностный подход рассматривает в качестве причин выгорания длительное, эмоциональное и интенсивное общение в социальной среде. Это эмоциональные ученики и их родители, требовательная администрация, коллеги и другие субъекты образовательного процесса.

Организационный подход основан на том, что организационная среда – наиболее важный фактор для понимания выгорания, которое определяется как негативный, связанный с работой психологический феномен. В данную категорию необходимо отнести условия работы педагога, содержание труда, степень самостоятельности и независимости сотрудника, поддержка от начальства и администрации, стимулирование работников и т. д.

Выстраивая работу психолога по профилактике выгорания педагогов в образовательном учреждении необходимо учитывать данные всех трех ранее рассмотренных подходов.

Направления работы психолога в области профилактики эмоционального выгорания остаются классическими: диагностика, просвещение, коррекция, консультирование, профилактика.

Работа с проблемой выстраивается в следующем порядке: информирование педагогов, осознание и принятие проблемы, накопление ресурсов.

Первым этапом, на мой взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует. На данном этапе задачи психолога :

- информировать педагогов о существующей проблеме выгорания в сфере профессий «человек-человек», ознакомить с понятиями стресс, фрустрация, синдром эмоционального выгорания (в виде выступлений на педагогических советах, оформления тематических стендов, обсуждений в группе);

- диагностирование симптомов эмоционального выгорания педагогов;

- представление результатов диагностики в общем виде для обсуждения и в индивидуальном порядке (выступление на совещаниях, индивидуальные консультации);

Второй этап работы – это помощь в осознании, принятии проблемы выгорания и оказание психологической поддержки. Задачи работы психолога :

- разъяснение индивидуальных результатов диагностики (консультирование);

- обучение педагогов отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других (деловые игры, семинары-практикумы);

- обучение педагогов контролю собственного поведения в ситуации стресса;

- обучение методам саморегуляции, самопомощи;

- проведение групповых занятий, направленных на принятие проблемы (тематические педагогические советы, практические занятия с элементами тренинга).

Третий этап – накопление ресурсов для изменения. Самый долговременный этап. Задачи психолога :

- создание совместно с администрацией ОУ благоприятных условий труда и отдыха педагогов;

- формирование команды (тренинговая работа, проведение совместных мероприятий);

- формирование корпоративной культуры;

- создание уголков психологической разгрузки.

Основное внимание необходимо уделять именно третьему этапу работы. Осознание ресурсов и их накопление позволит предотвратить эмоциональное выгорание. Рассмотрим виды ресурсов. Ресурсы условно можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние ресурсы – это личностные и поведенческие особенности человека, эти ресурсы в рамках ранее рассмотренного индивидуального подхода.

- прежде всего, личностные ресурсы, к которым относятся:

Активная мотивация преодоления стресса

Интернальный локус контроля

Уверенность в себе

Позитивное и рациональное мышление

Эмоционально-волевые качества

Эмоциональный интеллект

Знания

Жизненный опыт, опыт преодоления подобных ситуаций

Способности

Способность обратиться за помощью и принять помощь

Умение формировать сеть поддержки

Навыки психической саморегуляции

Информационная активность

Надежда

Вера

Мужество

Психологическая компетентность

Психологические защиты

- Поведенческие ресурсы

Коппинг-стратегии

Поиск социальной поддержки

Ассертивное поведение

- Физические

Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья

- Стиль жизни

Наличие/отсутствие вредных привычек

Наличие времени для отдыха

Питание

Сон

Внешние ресурсы:

- Социальная поддержка

Институты социальной поддержки

Государство

Организация/компания

Семья, друзья

( Виды социальной поддержки: материальная, эмоциональная, информационная).

- Материальные ресурсы

Достаточный уровень материального дохода

Условия для проживания и отдыха для восстановления сил

Безопасность жизни

Оптимальные условия труда

Стабильность оплаты труда

- Природа

- Занятия, увлечения

Публикации по теме:

План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагогов Тема Время проведения Задачи Форма проведения 1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностика эмоциональной сферы, мотивация к.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
Опубликовано: 5 октября 2019 в 01:20
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД