Елена Козлова
Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Основные аспекты работы психолога
по предупреждению эмоционального выгорания.
В наше время проблема профессионального здоровья педагогических кадров привлекает к себе все большее внимание ученых и практиков. Наличие проблемы эмоционального выгорания педагогов предполагает постановку вопроса о своевременном выявлении и профилактике.
Возникает необходимость выстраивания целой системы работы в рамках образовательного учреждения.
Публикация «Аспекты работы психолога по предупреждению эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Для объяснения феномена эмоционального выгорания существует три основных подхода: индивидуальный, межличностный и организационный.
Индивидуальный подход рассматривает феномен выгорания с точки зрения индивидуальных личностных особенностей. То есть, основными причинами выгорания педагогов являются социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т. д.) и личностные особенности (самооценка, «Я-концепция», выносливость, локус контроля).
Межличностный подход рассматривает в качестве причин выгорания длительное, эмоциональное и интенсивное общение в социальной среде. Это эмоциональные ученики и их родители, требовательная администрация, коллеги и другие субъекты образовательного процесса.
Организационный подход основан на том, что организационная среда – наиболее важный фактор для понимания выгорания, которое определяется как негативный, связанный с работой психологический феномен. В данную категорию необходимо отнести условия работы педагога, содержание труда, степень самостоятельности и независимости сотрудника, поддержка от начальства и администрации, стимулирование работников и т. д.
Выстраивая работу психолога по профилактике выгорания педагогов в образовательном учреждении необходимо учитывать данные всех трех ранее рассмотренных подходов.
Направления работы психолога в области профилактики эмоционального выгорания остаются классическими: диагностика, просвещение, коррекция, консультирование, профилактика.
Работа с проблемой выстраивается в следующем порядке: информирование педагогов, осознание и принятие проблемы, накопление ресурсов.
Первым этапом, на мой взгляд, должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует. На данном этапе задачи психолога :
- информировать педагогов о существующей проблеме выгорания в сфере профессий «человек-человек», ознакомить с понятиями стресс, фрустрация, синдром эмоционального выгорания (в виде выступлений на педагогических советах, оформления тематических стендов, обсуждений в группе);
- диагностирование симптомов эмоционального выгорания педагогов;
- представление результатов диагностики в общем виде для обсуждения и в индивидуальном порядке (выступление на совещаниях, индивидуальные консультации);
Второй этап работы – это помощь в осознании, принятии проблемы выгорания и оказание психологической поддержки. Задачи работы психолога :
- разъяснение индивидуальных результатов диагностики (консультирование);
- обучение педагогов отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других (деловые игры, семинары-практикумы);
- обучение педагогов контролю собственного поведения в ситуации стресса;
- обучение методам саморегуляции, самопомощи;
- проведение групповых занятий, направленных на принятие проблемы (тематические педагогические советы, практические занятия с элементами тренинга).
Третий этап – накопление ресурсов для изменения. Самый долговременный этап. Задачи психолога :
- создание совместно с администрацией ОУ благоприятных условий труда и отдыха педагогов;
- формирование команды (тренинговая работа, проведение совместных мероприятий);
- формирование корпоративной культуры;
- создание уголков психологической разгрузки.
Основное внимание необходимо уделять именно третьему этапу работы. Осознание ресурсов и их накопление позволит предотвратить эмоциональное выгорание. Рассмотрим виды ресурсов. Ресурсы условно можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние ресурсы – это личностные и поведенческие особенности человека, эти ресурсы в рамках ранее рассмотренного индивидуального подхода.
- прежде всего, личностные ресурсы, к которым относятся:
Активная мотивация преодоления стресса
Интернальный локус контроля
Уверенность в себе
Позитивное и рациональное мышление
Эмоционально-волевые качества
Эмоциональный интеллект
Знания
Жизненный опыт, опыт преодоления подобных ситуаций
Способности
Способность обратиться за помощью и принять помощь
Умение формировать сеть поддержки
Навыки психической саморегуляции
Информационная активность
Надежда
Вера
Мужество
Психологическая компетентность
Психологические защиты
- Поведенческие ресурсы
Коппинг-стратегии
Поиск социальной поддержки
Ассертивное поведение
- Физические
Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья
- Стиль жизни
Наличие/отсутствие вредных привычек
Наличие времени для отдыха
Питание
Сон
Внешние ресурсы:
- Социальная поддержка
Институты социальной поддержки
Государство
Организация/компания
Семья, друзья
( Виды социальной поддержки: материальная, эмоциональная, информационная).
- Материальные ресурсы
Достаточный уровень материального дохода
Условия для проживания и отдыха для восстановления сил
Безопасность жизни
Оптимальные условия труда
Стабильность оплаты труда
- Природа
- Занятия, увлечения