Снежана Светлицкая
Аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения
▼ Скачать
Актуальность воспитания трудного подростка
1. Увеличения числа детей с девиантным поведением;
2. Нежелание отличаться от компании при употреблении ПАВ;
3. Низкая самооценка (неадекватная) приводит к срывам, депрессии;
4. Незанятость во внеурочное время;
5. Отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения;
6. Систематическая неуспеваемость.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка.
Публикация «Аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
1. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. В возрасте 13-17 лет подростки и молодёжь очень подвержены влиянию «своих» групп.
2. Нежелание отставать от компании является одной из причин, побудивших ребёнка попробовать ПАВ. То же самое относится к передаче преступного опыта. Это «осуществляется при общении подростков между собой»
3. Низкая самооценка детей является одной из основных причин психологического характера девиантного поведения подростков. Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежелание посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.
4. Незанятость подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой стороны, являются основными причинами, которые и провоцируют порой детей на девиацию.
5. Первые проявления девиантного поведения наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребёнка, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения.
6. Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Важная группа факторов усиления и роста девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологий – таких, как рост числа психических заболеваний, ухудшение генетического фонда населения, алкоголизм, наркомания, суицид.
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.
Типы и стили семейного воспитания
Чтобы вести работу с детьми девиантного поведения, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении, знать в какой среде он воспитывается, кто его родители.
Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях.
В современной практике семейного воспитания определенно выделяются три основных вида семейных отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный - родители в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью.
Угрозы, понукания, принуждение – главные средства авторитарного стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Либеральный или попустительский - предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.
Источником либерального стиля является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.
Демократический стиль характеризуется гибкостью.
Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими же, как сами.
Почему в семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?
Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить:
проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
неразвитость родительских чувств;
воспитательную неуверенность родителей;
наличие страха потерять ребенка;
и другие причины…
Новой приметой нашего времени стало появление детей, обделенных в самом главном – в духовном общении с матерью, отцом, бабушкой. Сетуя на всеобщую занятость, трагическую нехватку времени, родители заботятся только о материальной стороне – накормить покалорийнее, одеть попрестижнее, обставить комнату ребенка покомфортнее. Это приводит к серьезным, а порой и печальным последствиям. Прагматические, материальные соображения духовно обкрадывают наших детей : отчуждение и непонимание со стороны взрослых.
Лишая ребенка ласки и душевной теплоты, взрослые формируют в его сознании комплекс неполноценности, что способствует развитию психолог. проблем, психических заболеваний, повышенной агрессивности и жестокости.
Дети – зеркало души своих родителей.
Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей : систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершения взрослых преступлений.
Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни становятся образцом поведения для своих детей. Они особенно сильно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, нередко толкают их на преступления.
Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:
всегда находить время для общения с ребенком;
интересоваться его успехами и неудачами,
помогать справляться с некоторыми проблемами;
не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.
- Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.
Как помочь такому ребенку? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?
Многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами, проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры. В результате которых наказание, который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющегося поведения.
Под девиантным (отклоняющимся) поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.
Так какие же виды девиантного поведения (отклоняющегося) поведения свойственны некоторым ученикам нашего лицея? Я думаю, что, прежде всего, это ребята с признаками одаренности, у которых проявляется отклоняющееся от общепринятой нормы поведение, ребята, которые очень стараются отлично учиться, выступают на сцене или добиваются высоких результатов в спорте. Но ведь есть и другие. В декабре месяце мы провели анкетирование на предмет склонности к употреблению ПАВ на параллелях 8 и 9 классов. А также диагностику тревожности Спилбергера на параллелях 9 и 11 классов. Ведь высокая тревожность также является отклонением от нормы. Для Родителей и кл. руководителей разработаны памятки, как вести себя с такими ребятами.
Основными причинами отклонений в поведении учащихся являются :
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
2. Недостатки в учебно-воспитательной работе в школе.
Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на группы.
Первая группа – недостатки организационного характера. К их числу относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности.
Вторая группа – ошибки, которые связаны с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы. Все дети, растущие в неблагополучной семье, или дети, которых неправильно воспитывают, обычно не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. В процессе обучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. Убежденность некоторых учителей в умственной неполноценности таких учеников, что деморализует детей, формирует неверие в свои силы, настраивает против учителей и школы в целом.
Не правы и те педагоги, которые утверждают, что таких учеников «нельзя ничем заинтересовать». Исследования показывают, что очень многих подростков с отклонениями в поведении привлекают техника, современная музыка, спорт, они положительно относятся к отдельным учебным предметам. Для того, чтобы положительные интересы воплотились в соответствующие поступки, детям нужны помощь и поддержка учителя.
Серьезная ошибка – использование в работе с трудными школьниками мер негативного стимулирования – обсуждений, порицаний, выговоров, различного рода наказаний. Многократно выслушивая угрозы, подросток привыкает к ним и перестает их воспринимать.
Большой вред воспитанию наносят педагогическая бестактность, несдержанность, неуважение некоторыми учителями человеческого достоинства учащихся, предвзятое отношение к отдельным ученикам, нежелание считаться с возрастными особенностями детской психики.
Трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным самолюбием. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающие их или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает протест, который проявляется иной раз в виде грубых нарушений дисциплины и порядка.
Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребенку.
Мы можем сколько угодно кивать на социум, на повсеместную криминализацию, на дефицит нравственности, но ничего не изменится, пока мы не повернемся лицом к личности.
Воспитательно-профилактическая работа может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.