МААМ-картинки

Аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения

Снежана Светлицкая
Аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность воспитания трудного подростка

1. Увеличения числа детей с девиантным поведением;

2. Нежелание отличаться от компании при употреблении ПАВ;

3. Низкая самооценка (неадекватная) приводит к срывам, депрессии;

4. Незанятость во внеурочное время;

5. Отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения;

6. Систематическая неуспеваемость.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка.

Публикация «Аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения» размещена в разделах

1. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. В возрасте 13-17 лет подростки и молодёжь очень подвержены влиянию «своих» групп.

2. Нежелание отставать от компании является одной из причин, побудивших ребёнка попробовать ПАВ. То же самое относится к передаче преступного опыта. Это «осуществляется при общении подростков между собой»

3. Низкая самооценка детей является одной из основных причин психологического характера девиантного поведения подростков. Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежелание посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

4. Незанятость подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой стороны, являются основными причинами, которые и провоцируют порой детей на девиацию.

5. Первые проявления девиантного поведения наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребёнка, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения.

6. Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Важная группа факторов усиления и роста девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологий – таких, как рост числа психических заболеваний, ухудшение генетического фонда населения, алкоголизм, наркомания, суицид.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Типы и стили семейного воспитания

Чтобы вести работу с детьми девиантного поведения, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении, знать в какой среде он воспитывается, кто его родители.

Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях.

В современной практике семейного воспитания определенно выделяются три основных вида семейных отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный - родители в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью.

Угрозы, понукания, принуждение – главные средства авторитарного стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный или попустительский - предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.

Источником либерального стиля является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

Демократический стиль характеризуется гибкостью.

Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими же, как сами.

Почему в семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить:

проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;

неразвитость родительских чувств;

воспитательную неуверенность родителей;

наличие страха потерять ребенка;

и другие причины…

Новой приметой нашего времени стало появление детей, обделенных в самом главном – в духовном общении с матерью, отцом, бабушкой. Сетуя на всеобщую занятость, трагическую нехватку времени, родители заботятся только о материальной стороне – накормить покалорийнее, одеть попрестижнее, обставить комнату ребенка покомфортнее. Это приводит к серьезным, а порой и печальным последствиям. Прагматические, материальные соображения духовно обкрадывают наших детей : отчуждение и непонимание со стороны взрослых.

Лишая ребенка ласки и душевной теплоты, взрослые формируют в его сознании комплекс неполноценности, что способствует развитию психолог. проблем, психических заболеваний, повышенной агрессивности и жестокости.

Дети – зеркало души своих родителей.

Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей : систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершения взрослых преступлений.

Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни становятся образцом поведения для своих детей. Они особенно сильно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.

Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, нередко толкают их на преступления.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

всегда находить время для общения с ребенком;

интересоваться его успехами и неудачами,

помогать справляться с некоторыми проблемами;

не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;

относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;

привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

- Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Как помочь такому ребенку? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

Многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами, проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры. В результате которых наказание, который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющегося поведения.

Под девиантным (отклоняющимся) поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.

Так какие же виды девиантного поведения (отклоняющегося) поведения свойственны некоторым ученикам нашего лицея? Я думаю, что, прежде всего, это ребята с признаками одаренности, у которых проявляется отклоняющееся от общепринятой нормы поведение, ребята, которые очень стараются отлично учиться, выступают на сцене или добиваются высоких результатов в спорте. Но ведь есть и другие. В декабре месяце мы провели анкетирование на предмет склонности к употреблению ПАВ на параллелях 8 и 9 классов. А также диагностику тревожности Спилбергера на параллелях 9 и 11 классов. Ведь высокая тревожность также является отклонением от нормы. Для Родителей и кл. руководителей разработаны памятки, как вести себя с такими ребятами.

Основными причинами отклонений в поведении учащихся являются :

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

2. Недостатки в учебно-воспитательной работе в школе.

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на группы.

Первая группа – недостатки организационного характера. К их числу относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности.

Вторая группа – ошибки, которые связаны с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы. Все дети, растущие в неблагополучной семье, или дети, которых неправильно воспитывают, обычно не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. В процессе обучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. Убежденность некоторых учителей в умственной неполноценности таких учеников, что деморализует детей, формирует неверие в свои силы, настраивает против учителей и школы в целом.

Не правы и те педагоги, которые утверждают, что таких учеников «нельзя ничем заинтересовать». Исследования показывают, что очень многих подростков с отклонениями в поведении привлекают техника, современная музыка, спорт, они положительно относятся к отдельным учебным предметам. Для того, чтобы положительные интересы воплотились в соответствующие поступки, детям нужны помощь и поддержка учителя.

Серьезная ошибка – использование в работе с трудными школьниками мер негативного стимулирования – обсуждений, порицаний, выговоров, различного рода наказаний. Многократно выслушивая угрозы, подросток привыкает к ним и перестает их воспринимать.

Большой вред воспитанию наносят педагогическая бестактность, несдержанность, неуважение некоторыми учителями человеческого достоинства учащихся, предвзятое отношение к отдельным ученикам, нежелание считаться с возрастными особенностями детской психики.

Трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным самолюбием. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающие их или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает протест, который проявляется иной раз в виде грубых нарушений дисциплины и порядка.

Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребенку.

Мы можем сколько угодно кивать на социум, на повсеместную криминализацию, на дефицит нравственности, но ничего не изменится, пока мы не повернемся лицом к личности.

Воспитательно-профилактическая работа может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения
Опубликовано: 20 августа 2020 в 09:27
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья детей девиантного поведения» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Светлицкая (УИ 2389034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД