Елена Ульянычева
Ассоциативные приемы на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время многие учителя общеобразовательных школ сталкиваются со следующими трудностями: низкой мотивацией обучающихся, слабой активностью в учебной деятельности, а также несоответствующим уровнем когнитивного развития учащихся. (Когнитивное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение, логика.) Если с такими трудностями сталкиваются общеобразовательные школы, что тогда говорить о коррекционных учреждениях. Но несмотря на данные трудности, мы всегда ищем пути решения.
Я бы хотела поделиться с Вами приемами, которые я использую в своей работе для разрешения данных трудностей.
Публикация «Ассоциативные приемы на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2023
На уроках русского языка и литературы применяю ассоциативный прием, который способствует развитию творческой активности и логического мышления обучающихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.
Ассоциация (от латинского аssociation – «соединение») – связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями).
Для достижения результата при применении данного метода необходимо соблюдать два важных условия:
• Не следует навязывать обучающимся свои ассоциации.
• Учитель должен обладать высоким уровнем эмоциональности: мимика, жесты, выразительность речи.
При использовании ассоциативного приема :
1) Учащиеся не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке.
2) Появляется возможность достигнуть поставленной в начале урока цели, направленной на запоминание обучающимися материала.
3) Процесс обучения становится более увлекательным.
4) Натренировывается зрительная память обучающихся.
Таким образом, ассоциативный метод позволяет структурировать процесс запоминания, развивает уровень концентрации и переключаемости внимания.
Применение ассоциативного метода на уроках русского языка.
В своей работе я использую кластеры, фишбоун, схемы, сундук с правилами. Начну с последнего: что такое сундук с правилами?
В своей работе, подходя к выпускным классам, я столкнулась со следующей проблемой. Мы с учащимися повторяем все правила русского языка перед экзаменом. У нас обнаруживается проблема: мы всё забыли и у нас начинаются поиски того или иного правила. (Для детей – это трудно). Сундук с правилами – это выход. Начиная с 5 класса и по 9, мы фиксируем там правила в виде схем, кластеров, фишбоунов, если ребенку нужно повторить то или иное правило, он открывает нужный раздел и повторяет.
Расскажу поподробнее о каждом приеме.
Кластер «Части речи» изучаем в контексте «Части речи делятся на самостоятельные и служебные» на протяжение изучения раздела «Морфологии» мы дополняем этот кластер.
Фишбоун работает на закрепление или повторение пройденного материала.
При работе над словарными словами можно использовать рисунки, которые образно улучшают память.
Среди словарных слов встречаются заимствованные слова, тогда мы прибегаем к толковым словарям, тем самым дети умеют пользоваться словарями, расширяют свой словарный запас и запоминают правильное написание слов.
Работа над изложением. Обучающимся даю задание нарисовать рисунок после прочтения текста. В данном случае рисунок-опора является учебным средством, основанным на сюжетной образности. Такая опорная картинка помогает «зрительно» в системе увидеть содержание текста, это первичное усвоение материала. Затем мы составляем план, записываем опорные слова и пишем изложение.
На уроках литературы при изучении произведений обучающимся предлагаю назвать какие ассоциации у них вызывает название данного произведения. Например, А. И. Куприн «Куст сирени», также использую картину П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Лексическая работа с текстом. Восприятие значений слов через текст, а не словари.
1)Озвучиваю слова, для которых нам нужно найти лексическое значение.
2)Задаю вопрос, где раскрываются значения данных слов. Например: что предпринимает Вера для разрешения данной ситуации? (А. И. Куприн «Куст сирени»)
Работа с терминами. Даю не просто «сухое» определение, а опять обращаемся к тексту и пытаемся через текст проследить композицию, антитезу. Разделили текст произведения на части, через композицию и через героев просматриваем антитезу произведения. И уже понимаем, что такое антитеза, композиция.
Параллелизм также рассматриваем через текст, через содержание текста, а именно описание природы и героев. Произведение М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (слайд ель – сосна, Митраша и Настя)
На уроке создаётся творческая обстановка, которая даёт возможность обучающимся самому оценить свой духовный потенциал (что могу? что знаю? о чем думаю, т. е. выполнить рефлексию своей деятельности на уроке, сравнить его с потенциалом других. Это повышает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое мышление, способность принимать собственные решения.
Анализируя итоги применения ассоциативного метода в своей педагогической деятельности отмечаем повышение качества образования обучающихся по преподаваемым предметам.
Результатами работы данного метода являются также творческая активность, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, улучшение памяти обучающихся