чулочникова ольга
Артикуляционная сказка по мотивам русского народного произведения «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию ещё одну авторскую разработку по мотивам русской народной сказки "Теремок"
Цель: Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие динамической организации движений органов артикуляционного аппарата.
Задачи:
- учить правильному выполнению артикуляционных упражнений
- развивать речевое дыхание
- развивать мелкую моторику пальцев рук
- развивать мимическую выразительность
- развивать фонематическое восприятие
- активизировать словарный запас
Публикация «Артикуляционная сказка по мотивам русского народного произведения „Теремок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- воспитывать интерес к народному творчеству
Материалы: Настольный театр “Теремок ”, сухой мини- бассейн, заполненный рисом, изображения героев сказки, аудио оборудование, мешочек с фасолью и камешками Марблс, две коробочки.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки “Теремок”;
- Рассматривание иллюстраций к сказке;
- Отработка артикуляционных упражнений;
- Упражнения на развитие фонематического восприятия “ Кто как говорит?
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках вокруг стола, перед ними воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Музыкальное приветствие Л Хисматуллиной “ Здравствуйте, ладошки”)
Ребята, к нам сегодня в гости снова приехал театр и будет показывать нам представление, новую сказку! Будем смотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы сказочку начать, нужно сначала отгадать о ком эта сказка.
Детям предлагается ладошками разгребать рис в мини- бассейне, на дне которого прикреплены изображения героев сказки.
Дети: Теремок!
Воспитатель: Верно! Молодцы! Давайте сядем поудобнее и посмотрим представление. (Открывается настольная ширма)
Стоит в поле теремок-теремок.
Стоит он за забором (Упр. Забор. Цель: Укрепление круговых мышц рта,формирование корректного произношения звуков. Улыбнуться, между зубами оставить расстояние 1мм. Следить, чтобы зубы не находили друг на друга и губы максимально растягивались. )
Он не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается
Тогда мышка попробовала дверь открыть (упр. Ворота. Цель:Активизация круговой мышцы рта и подвижности верхней губы. Открыть широко рот и держать его в таком положении несколько секунд.).
Дверь открылась.
Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.
(Мимические упр. испуг, удивление, радость. Цель: Развитие и укрепление мышц лица. Выработка мимической подвижности. Дети вслед за педагогом выполняют соответствующие мимические движения).
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Ква-Ква-Ква (Произнесение слогового ряда. Цель:Развитие артикуляционной моторики, развитие силы голоса, выдоха. Дифференциация звуков. Чётко произнести несколько раз)
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Пи-Пи-Пи (Произнесение слогового ряда. Цель:Развитие артикуляционной моторики, развитие силы голоса, выдоха. Дифференциация звуков. Чётко произнести несколько раз)
Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка. (упр Лягушка. Цель: выработка умения удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд, укрепление лицевых мышц. Улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении 5-7 секунд. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать 3-5 секунд. Повторить несколько раз)
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик.
(Физминутка “Зайка” Цель: развитие координации движений, ослабление наступающего утомления.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения
Остановился зайчик и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик. Прыгал, прыгал и очень устал. (Дыхательное упражнение «Зайчик-побегайчик». Цель: выработка плавного длинного выдоха. Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями (увеличение в объеме при вдохе и уменьшение при выдохе)
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Стали чай с конфетами пить (Упр. Где конфета. Цель: выработка подвижности языка, развитие мышц щёк. Губы сомкнуты, язык поочерёдно упирается то в одну, то в другую щёку)
Идёт лисичка-сестричка. Хвостом пушистым помахивает (Упр. Часики. Цель: выработка подвижности языка, укрепление мышц языка. Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз)
Постучала в окошко и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Пи-Пи-Пи (Произнесение слогового ряда. Цель:Развитие артикуляционной моторики, развитие силы голоса, выдоха. Дифференциация звуков. Чётко произнести несколько раз) , мышка-норушка.
— Ква-ква-ква (Произнесение слогового ряда. Цель:Развитие артикуляционной моторики, развитие силы голоса, выдоха. Дифференциация звуков. Чётко произнести несколько раз), лягушка-квакушка.
— Та-та-та (Произнесение слогового ряда. Цель:Развитие артикуляционной моторики, развитие силы голоса, выдоха. Дифференциация звуков. Чётко произнести несколько раз) Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. (Статическое упражнение «Лисичка-сестричка» Цель: выработка подвижности губ, укрепление мышц губ. Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.)
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок — серый бочок, несёт с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, всё из него рассыпал. Помогите волчку всё собрать (Смешать фасоль и камешки Марблс, разобрать в две коробочки. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук)
Заглянул в дверь и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Пи-Пи-Пи Я, мышка-норушка.
— Ква-ква-кваЯ, лягушка-квакушка.
— Та-Та-та Я, зайчик-побегайчик.
— Хи-хи-хи Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. (Динамическое мимическое упр. «Волк» Цель: Развитие и укрепление мимической мускулатуры. Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.)
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый.
(Физминутка Цель: развитие координации движений, ослабление наступающего утомления)
Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)
Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Кто, кто в теремочке живёт? (Дети повторяют фразу громким сердитым голосом. Цель: Развитие силы голоса, выдоха)
Кто, кто в невысоком живёт? (Дети повторяют фразу громким сердитым голосом. Цель: Развитие силы голоса, выдоха)
Испугались звери и спрятались (Упр. Прятки с губками Цель: Укрепление мышц губ, выработка их подвижности. Одновременно втянуть в полость рта нижнюю и верхнюю губы и слегка сжать их передними резцами. Обе губы должны хорошенько «спрятаться»: их не должно быть видно. Удерживать это положение не менее 5 секунд.)
Тогда медведь спросил ласковым голосом
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? (Дети повторяют тихим более высоким тоном. Цель: Развитие силы голоса, выдоха)
Стали звери ему отвечать. Я буду говорить вам как отвечали звери, а вы будете отгадывать кто это сказал. (Цель: развитие фонематического восприятия)
Воспитатель: Пи-пи-пи (Дети: мышка-норушка)
Воспитатель: Ква-ква-ква (Дети: лягушка-квакушка)
Воспитатель: Та-та-та (Дети:зайчик-побегайчик)
Воспитатель: Хи-хи-хи (Дети: лисичка-сестричка)
Воспитатель: Ууууууу! (Дети: волчок — серый бочок) А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок — серый бочок, все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
(Пальчиковая игра «Строим теремок»Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Тук-ток, тук-ток!
(Дети ударяют кулачками друг о друга).
Застучал молоток. Будем строить теремок С высоким крыльцом,
(Поднимают руки)
С окнами большими,
(Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую («окно»)
Со ставнями резными.
(Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»)
Тук-ток, тук-ток!
(Дети ударяют кулачками друг о друга)
Замолчал молоток.
(Опускают руки)
Вот готов наш теремок.
(Соединяют руки над головой («крыша»)
Лучше прежнего выстроили!
Вот и сказочке конец, а кто слушал– молодец!
Настольный театр убирается за ширму.
Воспитатель: Понравилась вам, ребята такая сказочка? О ком была сказка? Что делали звери? (Ответы детей) Давайте похлопаем нашим гостям и попрощаемся с ними.
(Дети хлопают в ладоши)