Валентина Хакимова
Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников"
Еще до нашей эры было известно, что рука воздействует на мозг, а игры с руками приводят в гармонию тело и разум. В головном мозге двигательная область находится рядом с речевой и является ее частью. Значит можно предположить, что развитие речи и движений должно идти параллельно. Сначала идет развитие мелкой моторики или тонких движений пальцев рук, далее артикуляция слогов. Поэтому развитие речи и ее уровень находится в зависимости от состояния мелкой моторики. Пальцы и кисти рук имеют воздействие на общее развитие. Около 1000 активных точек находится на ладони. Воздействуя на них, можно регулировать работу внутренних органов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Если пальцы развиты согласно возрасту, значит и речь ребенка находится в норме. А если ребенок не может правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, застегивать пуговицы, движения его пальцев недостаточно развиты, что говорит о задержке речевого развития. Но общая моторика при этом может быть даже выше нормы.
Развитие речи и ее совершенствование идет от импульсов пальцев. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика умеет логически мыслить, быстро запоминать, внимательно слушать и у него достаточно хорошо развита связная речь. Чтобы в этом убедиться, можно провести небольшой эксперимент-наблюдение. Если в четырехлетнем возрасте ребенок при умывании не может сложить ладошки плотно, чтобы набрать в них воды и донести до лица, не разлив, значит у него недостаточно развиты мелкие мускулы. Дети в 5 лет изображают движения "ладонь-кулак-ребро".Причем делают это очень легко. Но если есть трудности в выполнении этого упражнения, значит есть нарушения.
В таких случаях надо заниматься с ребенком играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая гимнастика повышает работу коры головного мозга, развивает речь, мышление, внимание, память, воображение, успокаивает ребенка.
Гимнастику можно проводить с раннего возраста, начиная с разминания и поглаживания, постепенно усложнять и дополнять новыми упражнениями. Также используются игры - потешки: "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка", "Пальчики подружились" и другие.
Пальчики становятся послушными постепенно. Поэтому игры и упражнения надо проводить регулярно - каждый день на занятиях или в игровой деятельности. Упражнения можно подбирать по тематике занятия и по возрасту детей.
Также с помощью пальцев и кистей рук можно поиграть в "театр теней", изображая фигуры животных путем сгибания пальцев в разных вариантах. При этом рассказывать происходящее.
Любая пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию речи детей дошкольного возраста.