Валентина Хакимова
Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников"
Еще до нашей эры было известно, что рука воздействует на мозг, а игры с руками приводят в гармонию тело и разум. В головном мозге двигательная область находится рядом с речевой и является ее частью. Значит можно предположить, что развитие речи и движений должно идти параллельно. Сначала идет развитие мелкой моторики или тонких движений пальцев рук, далее артикуляция слогов. Поэтому развитие речи и ее уровень находится в зависимости от состояния мелкой моторики. Пальцы и кисти рук имеют воздействие на общее развитие. Около 1000 активных точек находится на ладони. Воздействуя на них, можно регулировать работу внутренних органов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Если пальцы развиты согласно возрасту, значит и речь ребенка находится в норме. А если ребенок не может правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, застегивать пуговицы, движения его пальцев недостаточно развиты, что говорит о задержке речевого развития. Но общая моторика при этом может быть даже выше нормы.
Развитие речи и ее совершенствование идет от импульсов пальцев. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика умеет логически мыслить, быстро запоминать, внимательно слушать и у него достаточно хорошо развита связная речь. Чтобы в этом убедиться, можно провести небольшой эксперимент-наблюдение. Если в четырехлетнем возрасте ребенок при умывании не может сложить ладошки плотно, чтобы набрать в них воды и донести до лица, не разлив, значит у него недостаточно развиты мелкие мускулы. Дети в 5 лет изображают движения "ладонь-кулак-ребро".Причем делают это очень легко. Но если есть трудности в выполнении этого упражнения, значит есть нарушения.
В таких случаях надо заниматься с ребенком играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая гимнастика повышает работу коры головного мозга, развивает речь, мышление, внимание, память, воображение, успокаивает ребенка.
Гимнастику можно проводить с раннего возраста, начиная с разминания и поглаживания, постепенно усложнять и дополнять новыми упражнениями. Также используются игры - потешки: "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка", "Пальчики подружились" и другие.
Пальчики становятся послушными постепенно. Поэтому игры и упражнения надо проводить регулярно - каждый день на занятиях или в игровой деятельности. Упражнения можно подбирать по тематике занятия и по возрасту детей.
Также с помощью пальцев и кистей рук можно поиграть в "театр теней", изображая фигуры животных путем сгибания пальцев в разных вариантах. При этом рассказывать происходящее.
Любая пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию речи детей дошкольного возраста.