Карманова Марина Васильевна
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика речевого развития детей
раннего возраста.
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста.
(семинар - практикум)
Семинар-практикум
Цель: познакомить родителей с ролью артикуляционный гимнастики в формировании правильного звукопроизношения детей раннего возраста.
Ход проведения:
1. Игра «Микрофон».
Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Младшая группа
- Темочки
Родителям предлагается ответить на вопрос «Для чего нужна речь?», передавая микрофон друг другу. В ходе обсуждения делаются выводы о том, что правильная речь очень важна для человека и о том, что одной из составляющих красивой речи детей является хорошо развитый артикуляционный аппарат. Именно в раннем возрасте идёт становление артикуляционного аппарата, поэтому так важно уделить внимание его развитию и укреплению.
Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
2. Теоретическая часть: Педагог знакомит родителей с понятием
Толковый словарь Ефремовой Артикуляция :
1. Совокупность движений и положений органов речи — губ, языка и т. п., необходимая для образования звуков, характерных для определённого языка (в лингвистике).
2. Степень чёткости произношения.
Словарь Ушакова. Артикуляция. Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и обьединение простых движений в сложные.
Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:
1. развить подвижность языка;
2. развить подвижность губ;
3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов : пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).
3. Практическая часть:
1. «Полезные рекомендации»
Педагог предлагает родителям корзинку в которой находятся разноцветные цветочки, на которых написаны рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений. Каждый вытаскивает себе по одному цветочку и зачитывает рекомендацию (если родителей больше чем рекомендаций, то можно сделать по два одинаковых цветка с одинаковыми рекомендациями).
1. Систематичность: проводить артикуляционную гимнастику каждый день 1- 2 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Упражнения выполняются плавно, чётко и медленно, перед зеркалом.
3. Лучше выполнить меньшее количество повторений, но правильно.
4. Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ, поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.
7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
8. Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.
9. Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.
10. Если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести.
2. Работа в парах.
Родителям предлагается разделиться на пары, найдя цветок с рекомендацией одинакового цвета.
Упражнение «Зеркало»
Каждой паре даётся карточка с подробным описанием артикуляционного упражнения. Каждый из пары должен побыть в роли зеркала и в роли глядящего в зеркало (один выполняет упражнение, а зеркало повторяет его движения в точности).
Карточка 1.
1. Упражнение «Жарко-холодно»
2. Упражнение «Вкусное варенье»
Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).
Карточка 2.
1. Упражнение «Слон на водопое»
«Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.
2. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»
Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».
Карточка 3.
1. Упражнение «Лошадка»
У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет, «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»
2. Упражнение «Заборчик»
Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»
Карточка 4.
1. Упражнение «Паровозик»
Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком - игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.
2. Упражнение «Пароходик»
Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».
Карточка 5.
1. Упражнение «Ходики»
Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.
2. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»
Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».
Во время выполнения упражнений педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.
В итоге выполнения упражнения кто хочет может поделиться впечатлениями от выполнения упражнения, рассказать о том что было трудно и почему.
Подведение итогов.
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить статичность (напряжённость артикуляционных органов);
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Рефлексия.
Педагог предлагает оценить сегодняшний семинар – практикум, с точки зрения полезности и актуальности и для этого выбрать смайлик (улыбающийся или грустный, по желанию на смайлике можно указать причинный выбора такого смайлика. После этого все смайлики отпускаются в корзинку.
Список литературы
1. Шурыгина М. В. Методическая разработка (развитие речи) по теме: Артикуляционные упражнения
2. Улиткина Ю. В. Артикуляционная гимнастика для детей : описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?
3. Анищенкова Елена - Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников