Лучший педагог года

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста

Карманова Марина Васильевна
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста

Профилактика речевого развития детей

раннего возраста.

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста.

(семинар - практикум)

Семинар-практикум

Цель: познакомить родителей с ролью артикуляционный гимнастики в формировании правильного звукопроизношения детей раннего возраста.

Ход проведения:

1. Игра «Микрофон».

Родителям предлагается ответить на вопрос «Для чего нужна речь?», передавая микрофон друг другу. В ходе обсуждения делаются выводы о том, что правильная речь очень важна для человека и о том, что одной из составляющих красивой речи детей является хорошо развитый артикуляционный аппарат. Именно в раннем возрасте идёт становление артикуляционного аппарата, поэтому так важно уделить внимание его развитию и укреплению.

Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

2. Теоретическая часть: Педагог знакомит родителей с понятием

Толковый словарь Ефремовой Артикуляция:

1. Совокупность движений и положений органов речи — губ, языка и т. п., необходимая для образования звуков, характерных для определённого языка (в лингвистике).

2. Степень чёткости произношения.

Словарь Ушакова. Артикуляция. Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и обьединение простых движений в сложные.

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1. развить подвижность языка;

2. развить подвижность губ;

3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

3. Практическая часть:

1. «Полезные рекомендации»

Педагог предлагает родителям корзинку в которой находятся разноцветные цветочки, на которых написаны рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений. Каждый вытаскивает себе по одному цветочку и зачитывает рекомендацию (если родителей больше чем рекомендаций, то можно сделать по два одинаковых цветка с одинаковыми рекомендациями).

1. Систематичность: проводить артикуляционную гимнастику каждый день 1- 2 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Упражнения выполняются плавно, чётко и медленно, перед зеркалом.

3. Лучше выполнить меньшее количество повторений, но правильно.

4. Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ, поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.

7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

8. Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

9. Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

10. Если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести.

2. Работа в парах.

Родителям предлагается разделиться на пары, найдя цветок с рекомендацией одинакового цвета.

Упражнение «Зеркало»

Каждой паре даётся карточка с подробным описанием артикуляционного упражнения. Каждый из пары должен побыть в роли зеркала и в роли глядящего в зеркало (один выполняет упражнение, а зеркало повторяет его движения в точности).

Карточка 1.

1. Упражнение «Жарко-холодно»

2. Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

Карточка 2.

1. Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.

2. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

Карточка 3.

1. Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет, «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»

2. Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»

Карточка 4.

1. Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком - игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.

2. Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».

Карточка 5.

1. Упражнение «Ходики»

Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.

2. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

Во время выполнения упражнений педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.

В итоге выполнения упражнения кто хочет может поделиться впечатлениями от выполнения упражнения, рассказать о том что было трудно и почему.

Подведение итогов.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить статичность (напряжённость артикуляционных органов);

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Рефлексия.

Педагог предлагает оценить сегодняшний семинар – практикум, с точки зрения полезности и актуальности и для этого выбрать смайлик (улыбающийся или грустный, по желанию на смайлике можно указать причинный выбора такого смайлика. После этого все смайлики отпускаются в корзинку.

Список литературы

1. Шурыгина М. В. Методическая разработка (развитие речи) по теме: Артикуляционные упражнения URL: http://www.bezgraniz-couture.com/wp-content/uploads/2011/06/ (дата обращения: 24.10.2017).

2. Улиткина Ю. В. Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику? URL: http://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/ artikuliatsionnaia-gimnastika-dlia-detei-opisanie-samye-prostye-i-effektivnye-uprazhneniia-kak-delat-artikuliatsionnuiu-gimnastiku-pravilno/ (дата обращения: 24.10.2017).

3. Анищенкова Елена - Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста
Опубликовано: 19 августа 2024 в 11:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Карманова Марина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД