Папки-передвижки

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста

Карманова Марина Васильевна
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика речевого развития детей

раннего возраста.

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста.

(семинар - практикум)

Семинар-практикум

Цель: познакомить родителей с ролью артикуляционный гимнастики в формировании правильного звукопроизношения детей раннего возраста.

Ход проведения:

1. Игра «Микрофон».

Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста» размещена в разделах

Родителям предлагается ответить на вопрос «Для чего нужна речь?», передавая микрофон друг другу. В ходе обсуждения делаются выводы о том, что правильная речь очень важна для человека и о том, что одной из составляющих красивой речи детей является хорошо развитый артикуляционный аппарат. Именно в раннем возрасте идёт становление артикуляционного аппарата, поэтому так важно уделить внимание его развитию и укреплению.

Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

2. Теоретическая часть: Педагог знакомит родителей с понятием

Толковый словарь Ефремовой Артикуляция :

1. Совокупность движений и положений органов речи — губ, языка и т. п., необходимая для образования звуков, характерных для определённого языка (в лингвистике).

2. Степень чёткости произношения.

Словарь Ушакова. Артикуляция. Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и обьединение простых движений в сложные.

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1. развить подвижность языка;

2. развить подвижность губ;

3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов : пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

3. Практическая часть:

1. «Полезные рекомендации»

Педагог предлагает родителям корзинку в которой находятся разноцветные цветочки, на которых написаны рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений. Каждый вытаскивает себе по одному цветочку и зачитывает рекомендацию (если родителей больше чем рекомендаций, то можно сделать по два одинаковых цветка с одинаковыми рекомендациями).

1. Систематичность: проводить артикуляционную гимнастику каждый день 1- 2 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Упражнения выполняются плавно, чётко и медленно, перед зеркалом.

3. Лучше выполнить меньшее количество повторений, но правильно.

4. Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ, поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.

7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

8. Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

9. Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

10. Если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести.

2. Работа в парах.

Родителям предлагается разделиться на пары, найдя цветок с рекомендацией одинакового цвета.

Упражнение «Зеркало»

Каждой паре даётся карточка с подробным описанием артикуляционного упражнения. Каждый из пары должен побыть в роли зеркала и в роли глядящего в зеркало (один выполняет упражнение, а зеркало повторяет его движения в точности).

Карточка 1.

1. Упражнение «Жарко-холодно»

2. Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

Карточка 2.

1. Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.

2. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

Карточка 3.

1. Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет, «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»

2. Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»

Карточка 4.

1. Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком - игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.

2. Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».

Карточка 5.

1. Упражнение «Ходики»

Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.

2. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

Во время выполнения упражнений педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.

В итоге выполнения упражнения кто хочет может поделиться впечатлениями от выполнения упражнения, рассказать о том что было трудно и почему.

Подведение итогов.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить статичность (напряжённость артикуляционных органов);

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Рефлексия.

Педагог предлагает оценить сегодняшний семинар – практикум, с точки зрения полезности и актуальности и для этого выбрать смайлик (улыбающийся или грустный, по желанию на смайлике можно указать причинный выбора такого смайлика. После этого все смайлики отпускаются в корзинку.

Список литературы

1. Шурыгина М. В. Методическая разработка (развитие речи) по теме: Артикуляционные упражнения

2. Улиткина Ю. В. Артикуляционная гимнастика для детей : описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

3. Анищенкова Елена - Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика»Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика» Как разнообразить артикуляционную гимнастику учителю-логопеду? Нужно исходить из того, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста
Опубликовано: 19 августа 2024 в 11:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Карманова Марина Васильевна (УИ 3394382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД