Елена Курышева
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижность и точность работы органов артикуляции являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. При произнесении различных звуков каждый орган речевого аппарата занимает строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Следовательно, чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка, показана она детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи.
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает твердые и мягкие варианты губных звуков П, Б, М, губно-зубных – Ф, В, переднеязычных – Т, Д, Н, заднеязычных – К, Г, X. Свистящие звуки, шипящие и соноры, как правило, появляются позже, а в возрасте до 2-2,5 лет ребенок их пропускает или заменяет.
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Итак, причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети могут сами, без помощи специалиста, научиться говорить чисто и правильно;
2. Дети с нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены;
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»;
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво;
5. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых нарушений.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык, у нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом нужно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и удерживать положение языка некоторое время без изменений.
4. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день (утром и вечером) по 3-5 минут, желательно включать артикуляционные упражнения в комплекс утренней гимнастики.
5. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше
отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
7. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
8. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Помните, что выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, стремление правильно выполнять упражнения. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. И помните: правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!