Титова Анастасия
Арт-терапия в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Занятия искусством не призваны сделать всех художниками. Их задача освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность,пробудить фантазию, усилить способность к наблюдению и оценке действительности»
Фридл Дикер-Брайденс
Что же такое арт-терапия?
Само слово состоит из двух слов «арт» искусство и «терапия» лечение.
Публикация «Арт-терапия в развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей. В широком смысле творчество, или творческая деятельность, – это всякая теоретическая и практическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
Арт-терапия очень ресурсна в отличие от уроков по рисованию, так как создает пространство, в котором нет четких инструкций и шаблонных решений.
Это так называемая «творческая игра», где «все может быть всем», что ни задумаешь, можно сделать. Вылепить, нарисовать, скомбинировать из подручных предметов и склеить. Такое пространство способствует тому, что ребенок учится принимать смелые решения, действовать самостоятельно и уверенно как на бумаге, так и в дальнейшем во взрослой жизни.
Какую же пользу приносит арт-терапия для детей с ограниченными возможностями?
Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений можно решать как диагностические задачи, так и коррекционнные, развивающие, терапевтические, а также задачи творческого развития.
Арт-терапевтические упражнения направлены на развитие мелкой моторики, воображения, речи, умственных способностей,развитию эмоционально -волевой сферы,интеллекта. Развивается координация рук, детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится ощущать окружающие предметы и их физические свойства.
Все художественные материалы имеют свои свойства, а знания свойств каждого материала позволяет нам корректировать эмоциональные состояния детей.
Так, например, пластилин с успехом справляется с гиперактивностью и детской агрессией, а работа на больших листах способна помочь застенчивому ребенку стать более уверенным в себе и повысить самооценку.
Быть арт-терапевтом – это огромная ответственность и самая прекрасная миссия. А работа с детьми — это всегда безусловная любовь, гибкость, принятие, вера. Это когда все в любой момент может пойти не по плану, но это и есть самая большая ценность.
На занятиях используются разнообразные техники, опираясь на познавательную и эмоциональную сферу ребенка.
Лепка из пластилина, создание коллажей,рисунки на мокрой и мятой бумаге, рисование клякс и оттисков, рисунки спонжами, пальчиками и ладошками, использование шаблонов и трафаретов -все нетрадиционные техники способны подарить ситуацию успеха и повысить самооценку. Также это навык ориентирования в микропространстве листа, сочинение истории и сказок и многое другое.
В завершение каждого занятия ребенок показывает зрителю (родителям) свой творческий продукт.
Нужно стремиться к тому, чтобы родители не оценивали работу словами «красиво /некрасиво», а задавали практические вопросы. И тогда в сознании ребенка, если, например, ребенок в силу своих возможностей невербален, появляется понимание того, что он своим продуктом творчества может разговаривать, показывая пальчиком кораблик,облака. Таким образом мы создаем коммуникативную среду, в которой ребенок наполняется ощущением своей важности, ценности, ведь его увидели и оценили.
Любой творческий продукт и рисунок позволяет «вытянуть» из ребенка эмоции, которые внутри. Они становятся видимыми. А если мы их видим, мы можем ими управлять и понимать, что мы чувствуем. Любое осознание своего чувства является очень целительным и терапевтичным.
В завершение хотелось бы добавить, что развивая творческие способности у детей, мы создаем условия для их успешной адаптации в социуме.
Поддержка и принятие любого творческого решения ребенка очень целительно и ценно для него. Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа, вместе с ним побороть свои страхи и переживания. Арт-терапия позволяет каждому ребенку получить положительный опыт, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью.