МААМ-картинки

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя

Филиппова Екатерина Андреевна
Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением психического здоровья детей, нарушением прав ребенка и насилием, дезадаптацией детей в социальной среде, межличностных конфликтов и много др. Разнообразие проблем, с которыми сталкивается воспитатель в своей профессиональной деятельности, требует использования разнообразных методов и приемов работы. Одним из них является метод арт-терапии – терапии средствами искусства.

Публикация «Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя» размещена в разделах

Арт-терапия как метод основан на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве: рисовании, лепке, аппликации на свободную тему; заданиях на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; в анализе и интерпретации произведений искусства; репродукциях произведений искусства; совместном творчестве воспитателя и ребенка.

Выделяют арт-терапию (визуальные виды искусства, музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию, игротерапию и др.

Арт-терапия в деятельности педагога может использоваться в диагностических целях, т. к. посредством творческого самовыражения своих внутренних проблем на бумаге, при помощи выполненных из пластилина фигур и т. п., ребенок доносит диагносту информацию о существующей проблеме, которую не решился бы озвучить при помощи словесного контакта. Поэтому для одних детей, неспособных рассказать о своих проблемах, арт-терапия зачастую является единственным методом диалога между ним и социальным педагогом, т. к. выразить свои эмоции посредством творчества им гораздо проще, нежели рассказать о них. Для других детей, изначально выстраивающим широкий эмоциональный забор, ограждающий их эмоции и переживания от окружающих, не позволяющий вникнуть в суть проблемы и, соответственно, найти пути ее решения, методы арт-терапии помогают «сломать» данный забор, перевести отношения между учеником и социальным педагогом в более доверительную плоскость.

В работе педагога арт-терапия используется как в индивидуальной форме, так и групповой.

Приемов арт-терапии много : «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Рисуем (лепим) маски», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», прием рисования пальцами и др.

Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто – для лепки, песок с миниатюрными фигурками – для «игры с песочницей», дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т. д.

Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах участников. Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности человека, а также с динамикой арт-терапевтического процесса.

Участнику должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы люди предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности людей избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью человека в психологической защищённости. На последующих этапах арт-терапевтического процесса участники постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний человека и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более «энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний. Использование техники коллажа нередко помогает человеку преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений.

Таким образом, арт-терапия обладает преимуществами перед другими методами работы педагога : не имеет ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности); вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности; стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы самоизменения.

Публикации по теме:

«Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья ребёнка» Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую.

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации.

Арт-терапия «Музыкотерапия в детском саду» Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему.

Фотоотчет. Арт-терапияФотоотчет. Арт-терапия Фотоотчет. Воспитатель Поплевина Лариса. г. Улан-Удэ. МДОУ № 87 "Улыбка". С чего все началось. В группе появился чемоданчик. Его принесла.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт - терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия - это способ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 14:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Филиппова Екатерина Андреевна (УИ 1340128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД