Лариса Барсукова
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.
Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.
Танцетерапия
Публикация «Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Танцы — это не только активное развлечение для детей, но и приятный способ оздоровления. Даже абсолютно здоровому ребенку понравится двигаться под музыку, весело играть или просто подпрыгивать в такт. О целительном воздействии танцев известно еще со времен глубокой древности, которые применялись в выражении своих чувств и эмоций. Танцевальные упражнения помогают развить чувство ритма и координацию движения, снять мышечную закрепощенность и избавиться от нервных перегрузок, решить проблемы гиподинамии.
Задачами данной методики арт-терапии в ДОУ по ФГОС являются:
развитие творческих способностей дошкольников;
укрепление психологического и физического состояния детей;
совершенствование психомоторных способностей малышей;
преодоление барьеров в общении детей со своими сверстниками;
положительная психологическая динамика детей с ОВЗ.
Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми
цели арт-терапии для детей
Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.
Арт-терапия способствует решению следующих задач:
помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
повышает самооценку;
синхронизирует работу полушарий головного мозга;
оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.
Песочная терапия
Данная разновидность арт-терапии в ДОУ больше всего подходит для детей дошкольного возраста. Как правило, малышам этого возраста свойственны затруднения в выражении своих страхов и переживаний, а возникло это в основном из-за скудного запаса слов, бедности представлений или недостаточного развития вербального аппарата. Песочная терапия может стать весьма полезной, так как невербальный контакт при использовании песка и пластических материалов является своего рода маленьким миром, где малыш сам устанавливает свои правила, воплощает определенный персонаж в жизнь, придумывает различные сценки, связанные с вымышленными героями. В процессе игры все то, что таилось у ребенка внутри, высвобождается наружу: придуманные персонажи оживают, которые выражают актуальные для крохи мысли и чувства. Данный метод арт-терапии не предусматривает активный контакт с ребенком. Напротив, в процессе арт-терапии в работе психолога ДОУ или другого специалиста, обладающего определенными знаниями, требуется выполнять роль зрителя. Здесь важно не руководство процессом, а активное присутствие. Во время игры у дошкольника высвобождается положительная энергетика, что оказывает благотворное влияние на его обучение и развитие в целом.
Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста
Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:
помогает создать положительный эмоциональный настрой;
способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.
Виды арт-терапии
В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.
Марания
Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.
Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).
Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.
Штриховка
Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).
Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.
Монотипия
Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др.) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т. к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.
Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.
К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).
Рисование на стекле
рисование на стекле
Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т. к. работу всегда можно начать заново.
Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.
Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.
Рисование пальцами
Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.
Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.
Рисование песком и другими сыпучими материалами
Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.