МААМ-картинки

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ (2 фото)

Лариса Барсукова
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Танцетерапия

Публикация «Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» размещена в разделах

Танцы — это не только активное развлечение для детей, но и приятный способ оздоровления. Даже абсолютно здоровому ребенку понравится двигаться под музыку, весело играть или просто подпрыгивать в такт. О целительном воздействии танцев известно еще со времен глубокой древности, которые применялись в выражении своих чувств и эмоций. Танцевальные упражнения помогают развить чувство ритма и координацию движения, снять мышечную закрепощенность и избавиться от нервных перегрузок, решить проблемы гиподинамии.

Задачами данной методики арт-терапии в ДОУ по ФГОС являются:

развитие творческих способностей дошкольников;

укрепление психологического и физического состояния детей;

совершенствование психомоторных способностей малышей;

преодоление барьеров в общении детей со своими сверстниками;

положительная психологическая динамика детей с ОВЗ.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

цели арт-терапии для детей

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;

пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;

развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;

повышает самооценку;

синхронизирует работу полушарий головного мозга;

оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;

корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Песочная терапия

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Данная разновидность арт-терапии в ДОУ больше всего подходит для детей дошкольного возраста. Как правило, малышам этого возраста свойственны затруднения в выражении своих страхов и переживаний, а возникло это в основном из-за скудного запаса слов, бедности представлений или недостаточного развития вербального аппарата. Песочная терапия может стать весьма полезной, так как невербальный контакт при использовании песка и пластических материалов является своего рода маленьким миром, где малыш сам устанавливает свои правила, воплощает определенный персонаж в жизнь, придумывает различные сценки, связанные с вымышленными героями. В процессе игры все то, что таилось у ребенка внутри, высвобождается наружу: придуманные персонажи оживают, которые выражают актуальные для крохи мысли и чувства. Данный метод арт-терапии не предусматривает активный контакт с ребенком. Напротив, в процессе арт-терапии в работе психолога ДОУ или другого специалиста, обладающего определенными знаниями, требуется выполнять роль зрителя. Здесь важно не руководство процессом, а активное присутствие. Во время игры у дошкольника высвобождается положительная энергетика, что оказывает благотворное влияние на его обучение и развитие в целом.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

помогает создать положительный эмоциональный настрой;

способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;

позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;

развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др.) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т. к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

рисование на стекле

Фото №1 Арт терапия это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т. к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Фотозарисовка «Вязание как терапия»Фотозарисовка «Вязание как терапия» Вязание как терапия. Многие считают, что вязание — это удел бабушек на пенсии, и они очень сильно заблуждаются. Вязание — это еще и терапия.

Здоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУЗдоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУ Развивая ребенка, важно предоставлять ему не только основное, но и дополнительное образование. Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
Опубликовано: 16 января 2022 в 18:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД