Яна Тарнавская
Арт-терапия как средство коррекции неречевых процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.
Слово «арт-терапия» впервые начало использоваться в англоязычных странах в 30-е годы XX века, однако термин «арт-терапия» ( буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл только в 1938 году. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах (например, художественная мастерская Адриана Хилла в Великобритании).Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на ихотношениях с аналитиком (работы Маргарет Наумбург в США).
Темочки:
Арт-терапия появилась не только благодаря художникам, которые в свое время увидели «медицинское чудо», а так же благодаря сочетанию различных объективных и субъективных факторов, что создало более благоприятные условия для ее становления и общественного признания. В качестве таких факторов часто рассматриваются:
- социальные инициативы некоторых художников, стремившихся более активно реализовать здоровье сберегающий потенциал изобразительной деятельности в интересах людей, страдающих психическими и физическими недугами;
- развитие психотерапии, в особенности психоанализа с его повышенным интересом к использованию искусства с целью познания и гармонизации внутреннего мира человека, преодоления конфликта между сознанием и сферой бессознательного;
- интерес психиатров к изобразительному искусству как к дополнительному инструменту изучения психических процессов и симптомокомплексов, характерных для различных душевных заболеваний, и как к одному из стабилизирующих, защитных факторов.
Однако рассматривая нашу страну необходимо отметить, что развитие арт-терапии связанно с вкладом разных специалистов – художников, психотерапевтов и психиатров. В отличие от многих западных стран каких-либо инициатив со стороны отечественных представителей мира искусства по его использованию с целью лечения в советский период не отмечено. В условиях жесткого идеологического контроля над искусством, централизации и биологизации психиатрии свободное участие художников в общественной жизни, процессах лечения и реабилитации больных, развитии человеческого потенциала (как это характерно, например, для участия зарубежных художников в холистическом движении начиная с 1970-х годов) представлялось затруднительным.
Ведущую роль в развитии отечественных аналогов арт-терапии, используемых преимущественно с диагностической (патографической) или психотерапевтической целью, играли и, по всей видимости, продолжают играть психиатры и психотерапевты.
В последние годы во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, арт-терапия используется все более широко. Она является очень ценным и даже незаменимым инструментом, например, при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению, – с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения.
Арт-терапия проникает в самые разные области медицины, социальной работы и образования. Из институциональной среды она зачастую перемещается в более широкое пространство, связанное с повседневной деятельностью и отношениями между людьми и сообществами. Некоторыми важнейшими социальными и клиническими группами, на которые ориентирована современная арт-терапия, являются:
- люди с проблемами психического и физического здоровья;
- люди, перенесшие психическую травму, связанную с организованным или домашним насилием, природными аномалиями или техногенными катастрофами;
- ветераны боевого стресса, участники локальных вооруженных конфликтов;
- люди пожилого и преклонного возраста с характерными для них психосоциальными проблемами и заболеваниями;
- дети, подростки, молодежь, а также взрослые, находящиеся в аномальных психосоциальных условиях;
- лица с различными зависимостями и созависимостями;
- дисфункциональные и неполные семьи и сообщества;
- стигматизируемые индивиды и группы и т. д.
Приоритетными областями практического использования арт-терапии на сегодняшний день выступают:
- система здравоохранения, реализуемые на базе лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы лечебной, реабилитационной, профилактической направленности;
- система образования, включая дошкольные образовательные учреждения, массовые и специализированные школы, учреждения дополнительного образования, дома ребенка, школы-интернаты и др. ;
- учреждения социальной службы и «общественный сектор», в том числе специализированные центры комплексного обслуживания для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры, общественные организации и фонды с их разнообразными программами развивающей, поддерживающей и реабилитационной направленности, а также лица, группы и организации, выполняющие функции медиации в ситуациях конфликтов;
- учреждения культуры – дома творчества, музеи, галереи и т. д.
Для того чтобы ощутить всю пользу методов Арт-терапии рассмотрим основные цели:
- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
- и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху. Арт-терапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т. е. утраченные способности восстанавливаются.
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Переходя к формам Арт-терапии, нам необходимо вывести общие черты целого комплекса методов, которые будут представлены ниже.
Существуют два основных подхода в арт-терапии :
1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.
2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм – трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.
Проведя анализ подходов можно вывести преимущества арт-терапии как метода профилактики:
1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
7) развивает и усиливает внимание к чувствам;
8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Не смотря на общие подходы, разнообразие техник арт-терапии не ограничено строгими рамками, но каждое направление данного способа исцеления сознания и души человека соответствует определенным видам искусств.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер,А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева.
К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром -игра.
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи.
- Развитие познавательной сферы ребенка.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Формирование навыков культурного поведения.
- Обогащение представление об окружающем мире,
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
- Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Песо чнаятерапи я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Пескотерапия, в свою очередь, решает следующие коррекционные задачи :
- всесторонняя коррекция речи ребёнка.
- развиваются психические функции.
- формирование неречевых процессов.
- предупреждается или вытесняются фиксация ребёнка на своём дефекте.
- обогащается словарь.
- формируется грамматический строй речи.
- становление личности в целом.
Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки влечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Коррекция логоритмики направленная на:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- формирование артикуляционной базы звуков;
- развитие чувства ритма;
- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
- развитие коммуникативных качеств.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию,так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное,в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связываетих между собой.
На сегодняшний день изотерапия это самая распространенная методика Арт-терапии. В нее в свою очередь входят несколько техник, например: лепка, конструирование, рисование, коллаж и мандола…
Т. к даже в столь современной арт-терапии есть развитие, нам бы хотелось изучить подробно методику изотерапии, а именно технику медитационного рисования «Зендудлинг».
Зендудлинг – это техника рисования и представляет собой гибрид искусства, замешанного на стиле «Зентангл» с «Дудлингом».
Зентангл (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).
Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.
Материалы и оборудование: бумага, ручка гелиевая (черная, карандаш, линейка, ластик
Дудлинг (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.)
Дудлинг (в переводе «каракуля») это сфокусированный рисунок, сделанный в то время, как внимание человека занято чем-то другим. Doodles — простые рисунки, которые могут иметь конкретные репрезентативные значения или могут быть просто абстрактной формой.
По результатам исследования, опубликованного в американском журнале прикладной когнитивной психологии, дудлинг помогает человеку не потерять концентрацию и не задремать, а также не расходовать слишком много мыслительной энергии на обработку получаемой информации.
Материалы и оборудование: бумага, ручка гелиевая (цветная).
На Арт-занятиях занятиях с детьми дошкольного возраста со стертой формой дизартрии техники Зентангла и Дудлинга всё-таки существуют в крепкой сцепке, т. е. используем Зендудлинг. Так у ребенка не возникает негативизма к квадратным формам, стереотипов по цветовому решению, а главное не пропадает интерес к собственной деятельности на протяжении всего занятия.
Техника возникла в 2006 году в США. Мария Томас (художник-шрифотовик и создатель открыток) вдумчиво рисовала причудливые загогулины на полях своей тетради. По ощущениям рисование оказалось на удивление легким, дарящим ощущение полёта и безграничной свободы.
Своим открытием Мария поделилась с Риком Робертсом (монах, который увидел в этом медитативную составляющую. Так, эти 2 человека создали простую систему, которая помогает другим наслаждаться рисованием с необычайным терапевтическим эффектом. Постепенно зентанглы (рисунки) перекочевали с тетрадей на листы бумаги.
Разрабатывая свою технику, Мария и Рик сформировали некую философию рисунка, которая нацелена не столько на результат, сколько на процесс :
- рисовать импульсивно – без виденья конечного результата. Надо просто позволить руке творить, а мозгу отдохнуть.
- любая форма медитации – зендудлинг в том числе – вне времени и спешки. Каждый паттерн следует рисовать медленно, уверенно и сосредоточенно.
- нельзя исправлять любую ошибку или помарку в зентангле. Тут всё как в жизни – свои погрешности невозможно просто стереть ластиком на конце карандаша. Зато можно увидеть в совершенной ошибке возможность для новых, неожиданных узоров.
- струны – это визуальная репрезентация наших мыслей, переживаний и ощущений. Каждый отпечаток на бумаге – это визуализация вашего внутреннего состояния.
- зентангл – для всех.
Однако изучая историю возникновения и концепцию техники Зендудлинга, мы увидели сходство ее с Мезенской росписью.
Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Первые найденные образцы датируются тем же временем, что древнегреческие амфоры.
Традиционно в работе использовались только два цвета— красныйи чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской, пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились. Есть еще одна интересная особенность: всю работу выполняли мужчины, в наше время ею больше занимаются женщины.
В росписи присутствуют маленькие, но очень важные элементы, которые символизируют и вселенную, и ветер, и звезды… В технике Зендудлинг элементы идентичные, но без символического подтекста.
Можно считать, что Арт-терапия в технике Зендудлинг существует уже 2 века, но как метод медитационного рисунка в системе коррекционных занятий вошла она 10 лет назад.
Если говорить о преимуществах техники Зендудлинг, как коррекционного метода для детей со стертой дизартрией, то они бесценны:
1. Концентрация мышления:
- фокусировка и дисциплина – это первое что необходимо при рисовании. Нам нужно научить ребенка сосредотачиваться на деятельности, которая в коррекционных целях имеет существенное значение.
- терпение – многие дети не могут концентрироваться на одной вещи, что влечет за собой свои сложности в обучении.
- длительная память – ребенок замедляется и наслаждается цветовым решением и узором на бумаге.
2. Релаксация:
- цветовая терапия важна при диагностики психического состояния ребенка. Рисуя яркими цветами, ребенок отпускает негативные ситуации, уходит стресс и беспокойство.
- внимание. Чем больше деталей в рисунке – тем лучше.
- медитация – в процессе самостоятельной деятельности ребенок расслабляется на психическом уровне.
3. Создание
- мелкая моторика рук – кисти рук и пальчики ребенка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
- зрительная и механическая памяти - ребенок тщательно выбирает не только цвета для рисунка, но и сочетание узоров, что ведет к уверенной детализации рисунка.
- глазомер – прорисовка деталей дает разнообразие форм, размеров. Ребенок бессознательно проводит анализ между деталями своего творчества.
- воображение – ребенок полон новых и уникальных идей.
4. Веселье
- самостоятельность – дети настолько увлекаются процессом, что иногда роль педагога «стирается».
- работа в группе – масштабные проекты, например, к праздникам, позволяют детям взаимодействовать не только на творческом уровне, но и речевом.
- активность – процесс рисования не может быть безучастным, он вызывает эмоции, желания, стремление увидеть результат.
Таким образом, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, развить навыки и умения.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.