Мухортова
Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.
Виды личностно - ориентированных технологий
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
Публикация «Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка» размещена в разделах
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.)
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и тому подобное;
ориентирована на эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие уверенности в себе, создание чувства защищённости;
решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья;
использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки
Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного творчества
Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
Цель арт - терапии :развивать социальную и коммуникативную компетентность
Задачи:обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать нежелательные черты характера и поведения;
формировать умение выражать свои эмоции;
развивать творческие способности.
Методы арт-терапии. Музыкотерапия – помогает преодолеть, внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Использование музыки может быть активным и пассивным.
Игротерапия - самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Сказкотерапия – проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, в заданной игровой форме.
Изотерапия - благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях.
Песочная терапия – способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Формы организации детей :кружковая работа (2 раза в неделю);
совместная образовательная деятельность (в первой половине дня);
самостоятельная деятельность детей (во второй половине дня);
творческо-игровые проекты;
отслеживание эмоционального состояния детей (утром и вечером)
Структура занятия кружка:Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка – выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия).
Рефлексия – оценка занятия (беседы).
Ритуал прощания - по аналогии с ритуалом приветствия.
Сказкотерапия
Сказкотерапия- означает "лечение сказкой"
В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач:
обогащение внутреннего мира ребенка,
определение модели поведения,
нахождение выхода из проблемной ситуации.