Папки-передвижки

Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

гнедова ольга владимировна
Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Краткая аннотация к работе «Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ».

2. Введение

3. Основная часть

4. Заключение

Аннотация

В статье рассматриваются особенности адаптационного процесса детей раннего возраста к условиям ДОУ, сущность метода арт-терапии и возможности его использования в процессе адаптации к условиям ДОУ.

введение

Темочки:

Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой - все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание.

Так как адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Цель каждого дошкольного образовательного учреждения - адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход.

Таким современным методом является арт-терапия.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Задачи арт-терапии :

1. развитие творческих и коммуникативных способностей;

2. стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

3. расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

4. развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5. сплочение детского коллектива.

6. снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Основная часть

Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Сегодня Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии, в задачи которой входит: развитие, коррекция, воспитание и социализация.

Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.

Соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада.

Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

Некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду :

• Изо-терапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; рисование жидким, соленым тестом; монотипия.

В своей работе я использую активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, нетрадиционное рисование. Это хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями.

Дети много рисуют. В своем творчестве они отображают то, что их волнует, то, что для них важно, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики. Л. С. Выготский отмечают игровое начало детской деятельности. Л. С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему». Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому так эффективна изо-терапия при работе с детьми.

В занятиях искусством очень важно создавать ситуацию успешности каждого ребёнка. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

При проведении занятий методом изо-терапии неприемлемы команды, принуждения, указания, критика. Ребенку предоставляется свобода в выборе цветов и методов исполнения его работы. Принимаются и заслуживают одобрения все творческие работы, независимо от их содержания, эстетичности вида. Не высказываются сравнительные и оценочные суждения. Главное – не результат, а сам процесс творчества.

Изо-терапия оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие, т. к. может помочь избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение и дать выход творческой энергии, что имеет огромное значение для социальной адаптации.

• Сказка-терапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации.

Наша ясельная группа стала использовать методы сказка-терапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я предлагаю малышам работу со сказкой собственного сочинения или уже написанной сказкой. Разыгрывается сюжет, который ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ощутить (одеть костюмы героев, построить дом и т. п., это позволяет ребёнку отвлечься от окружающей действительности.

Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5 - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» - «Репка», «Колобок», современные детские книги и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.

Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.

Сказка-терапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.

В работе с использованием сказок в процессе адаптации все дети имеют положительную динамику, стали более активны при взаимодействии с взрослым и другими детьми.

• Песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.

Песочная терапия используется мною первый год. Следует сказать, что даже при таком малом сроке она дала положительный результат. Песочная терапия – разновидность игровой терапии. Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Возможности песочной терапии многогранны, но сегодня мне хотелось бы остановиться только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из–за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.

В моей работе для успешного протекания процесса адаптации были использованы такие виды арт-терапии как : изо-терапия, сказка-терапия и песочная терапия. Цель таких занятий была одна – создание благоприятной среды для адаптации ребенка.

Заключение

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 17 октября 2020 в 14:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем гнедова ольга владимировна (УИ 1829894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД