гнедова ольга владимировна
Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Краткая аннотация к работе «Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ».
2. Введение
3. Основная часть
4. Заключение
Аннотация
В статье рассматриваются особенности адаптационного процесса детей раннего возраста к условиям ДОУ, сущность метода арт-терапии и возможности его использования в процессе адаптации к условиям ДОУ.
введение
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Арт-терапия в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой - все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание.
Так как адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Цель каждого дошкольного образовательного учреждения - адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход.
Таким современным методом является арт-терапия.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Задачи арт-терапии :
1. развитие творческих и коммуникативных способностей;
2. стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
3. расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.
4. развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
5. сплочение детского коллектива.
6. снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Основная часть
Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Сегодня Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии, в задачи которой входит: развитие, коррекция, воспитание и социализация.
Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.
Соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада.
Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду :
• Изо-терапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; рисование жидким, соленым тестом; монотипия.
В своей работе я использую активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, нетрадиционное рисование. Это хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями.
Дети много рисуют. В своем творчестве они отображают то, что их волнует, то, что для них важно, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики. Л. С. Выготский отмечают игровое начало детской деятельности. Л. С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему». Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому так эффективна изо-терапия при работе с детьми.
В занятиях искусством очень важно создавать ситуацию успешности каждого ребёнка. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
При проведении занятий методом изо-терапии неприемлемы команды, принуждения, указания, критика. Ребенку предоставляется свобода в выборе цветов и методов исполнения его работы. Принимаются и заслуживают одобрения все творческие работы, независимо от их содержания, эстетичности вида. Не высказываются сравнительные и оценочные суждения. Главное – не результат, а сам процесс творчества.
Изо-терапия оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие, т. к. может помочь избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение и дать выход творческой энергии, что имеет огромное значение для социальной адаптации.
• Сказка-терапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации.
Наша ясельная группа стала использовать методы сказка-терапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я предлагаю малышам работу со сказкой собственного сочинения или уже написанной сказкой. Разыгрывается сюжет, который ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ощутить (одеть костюмы героев, построить дом и т. п., это позволяет ребёнку отвлечься от окружающей действительности.
Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5 - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» - «Репка», «Колобок», современные детские книги и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.
Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
Сказка-терапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.
В работе с использованием сказок в процессе адаптации все дети имеют положительную динамику, стали более активны при взаимодействии с взрослым и другими детьми.
• Песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.
Песочная терапия используется мною первый год. Следует сказать, что даже при таком малом сроке она дала положительный результат. Песочная терапия – разновидность игровой терапии. Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.
Возможности песочной терапии многогранны, но сегодня мне хотелось бы остановиться только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из–за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
В моей работе для успешного протекания процесса адаптации были использованы такие виды арт-терапии как : изо-терапия, сказка-терапия и песочная терапия. Цель таких занятий была одна – создание благоприятной среды для адаптации ребенка.
Заключение
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.