Получи документы

Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

гнедова ольга владимировна
Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Краткая аннотация к работе «Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ».

2. Введение

3. Основная часть

4. Заключение

Аннотация

В статье рассматриваются особенности адаптационного процесса детей раннего возраста к условиям ДОУ, сущность метода арт-терапии и возможности его использования в процессе адаптации к условиям ДОУ.

введение

Публикация «Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой - все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание.

Так как адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Цель каждого дошкольного образовательного учреждения - адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход.

Таким современным методом является арт-терапия.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Задачи арт-терапии :

1. развитие творческих и коммуникативных способностей;

2. стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

3. расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

4. развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5. сплочение детского коллектива.

6. снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Основная часть

Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Сегодня Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии, в задачи которой входит: развитие, коррекция, воспитание и социализация.

Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.

Соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада.

Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

Некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду :

• Изо-терапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; рисование жидким, соленым тестом; монотипия.

В своей работе я использую активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, нетрадиционное рисование. Это хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями.

Дети много рисуют. В своем творчестве они отображают то, что их волнует, то, что для них важно, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики. Л. С. Выготский отмечают игровое начало детской деятельности. Л. С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему». Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому так эффективна изо-терапия при работе с детьми.

В занятиях искусством очень важно создавать ситуацию успешности каждого ребёнка. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

При проведении занятий методом изо-терапии неприемлемы команды, принуждения, указания, критика. Ребенку предоставляется свобода в выборе цветов и методов исполнения его работы. Принимаются и заслуживают одобрения все творческие работы, независимо от их содержания, эстетичности вида. Не высказываются сравнительные и оценочные суждения. Главное – не результат, а сам процесс творчества.

Изо-терапия оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие, т. к. может помочь избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение и дать выход творческой энергии, что имеет огромное значение для социальной адаптации.

• Сказка-терапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации.

Наша ясельная группа стала использовать методы сказка-терапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я предлагаю малышам работу со сказкой собственного сочинения или уже написанной сказкой. Разыгрывается сюжет, который ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ощутить (одеть костюмы героев, построить дом и т. п., это позволяет ребёнку отвлечься от окружающей действительности.

Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5 - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» - «Репка», «Колобок», современные детские книги и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.

Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.

Сказка-терапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.

В работе с использованием сказок в процессе адаптации все дети имеют положительную динамику, стали более активны при взаимодействии с взрослым и другими детьми.

• Песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.

Песочная терапия используется мною первый год. Следует сказать, что даже при таком малом сроке она дала положительный результат. Песочная терапия – разновидность игровой терапии. Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Возможности песочной терапии многогранны, но сегодня мне хотелось бы остановиться только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из–за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.

В моей работе для успешного протекания процесса адаптации были использованы такие виды арт-терапии как : изо-терапия, сказка-терапия и песочная терапия. Цель таких занятий была одна – создание благоприятной среды для адаптации ребенка.

Заключение

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 17 октября 2020 в 14:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем гнедова ольга владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД