Лучший педагог года

Арт-терапевтические упражнения как помощь в адаптации к детскому саду

Черная Анна Геннадьевна
Арт-терапевтические упражнения как помощь в адаптации к детскому саду
▼ Скачать +Заказ

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моей работы:

«Арт-терапевтические упражнения, как помощь в адаптации к ДОУ»

Актуальность:

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на них устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Публикация «Арт-терапевтические упражнения как помощь в адаптации к детскому саду» размещена в разделах

Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев. И цель каждого дошкольного образовательного учреждения – адаптировать личность ребенка к социуму, ведь в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.

Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.

Таким современным методом является арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основной целью арт-терапевтических упражнений с детьми в нашем случае является организация им психологической помощи, решение проблем при адаптации к дошкольному учреждению.

Современная арт-терапия включает множество направлений. В работе с детьми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы, как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Рассмотрим некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду и которые дают возможность попробовать выразить агрессивные или позитивные чувства в социально-приемлемой манере:

игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;

изотерапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;

сказкотерапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;

песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.

Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело.

Остановимся на некоторых техниках и упражнениях изотерапии :

1. Рисование пальчиками и ладошкой.

Очень простой способ завоевать внимание ребенка- это рисование пальчиками. В младшем возрасте выверенные движения даются сложно. Рисовать ладошками на много легче: нанес краску на руку, прижал к бумаге – и рисунок готов!

Чтобы отпечаток ладошки «ожил», его нужно дополнить глазками, ушками, листочками или другими деталями согласно теме занятия или фантазии ребенка. У себя в группе мы попробовали с детками коллективное рисование, всем очень было интересно рисовать ладошками. Дети с тяжелой адаптацией сразу откликаются и забывают про свои проблемы.

2. Рисование клубком.

Данная техника может использоваться для повышения самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности. В ходе работы педагог должен показать детям, как создать на листке узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, создает предмет или композицию.

3. Каракули

На самом деле, процесс творчества начинается, когда дети “машинально” рисуют беспорядочные каляки-маляки. (каракули). Важным этапом этой работы становиться рассматривание, что - же у нас получилось, и общими усилиями педагога и ребенка находиться интересный результат. Это, пожалуй самый доступный способ рисования в любое время и любым материалом, будь то краски, фломастеры или карандаши. Иногда и не с первого раза, получается понять кого изобразил ребенок.

4. Работа с соленым тестом.

Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. Тут можно использовать всевозможные штампы из пуговиц, фигурок, ракушек. Детям очень нравиться тесто, так как оно очень пластично. Погружаясь в работу с тестом, ребенок отвлекается от своих внутренних отрицательных переживаний.

5. Кляксография с трубочкой

Знакомство с новой техникой всегда лучше начинать с рассматривания образцов, примеров, а к практике переходить после показа педагогом. Раздувание краски можно делать и без всевозможных приспособлений. Но для этого нужно близко к листу наклоняться, можно не рассчитать и испачкаться краской.

При этом упражнении развиваются легкие, что очень благоприятно сказывается на здоровье детей.

6. Рисование песком и другими сыпучими материалами

Мы рисуем манкой. Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим веселым делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьёй. Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции.

7. Граттаж — это метод выполнения рисунка с помощью процарапывания острым инструментом на бумажной основе, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции. Для безопасности используем либо ручку, которая не пишет, либо стеку для пластилина. Вашему вниманию предлагаю такой вариант темы с детьми нашего младшего дошкольного возраста – «секретик». Для этого берем подготовленные сердечки, на каждом из которых внутри темного фона есть картинка. Каждому ребенку хочется узнать, что же там есть и что спряталось?

8. Рисование по мятой бумаге

На мятой бумаге рисовать то же можно. Причем еще и необычный эффект получается. Возникает имитация трещинок. Как будто картина нарисована несколько веков назад и краска на ней потрескалась. Маленькие дети не так обращают внимание на это, но сам процесс того, чтобы бумагу начали мять и потом распрямлять, да ещё и рисовать на ней завлекает.

9. Набрызгивание

Для работы в технике набрызгивание готовяться шаблоны из бумаги или картона. Например, это силуэт дерева, облака, солнца, месяца, дома. На листе бумаги ребенок располагает шаблоны. Набрыг хотя и очень прост, но требует некоторой практики. Убирая шаблоны получаются красивые пейзажи и композиции.

В заключении хочется отметить, что арт-терапия – это мягкий метод работы, который позволяет корректировать большой спектр детских проблем.

Применение арт-терапии в период адаптации делают её течение более мягкой. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения педагогов в создании естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортным и защищенным, проявляя творческую активность.

Спасибо, за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Стенгазета «Нашему детскому саду «Рябинка» 35 лет!»Стенгазета «Нашему детскому саду «Рябинка» 35 лет!» В детском садике сегодня Торжество и праздник, День рождения отмечает Наш любимый садик. Мы желаем, чтоб всегда Был детьми он полон. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапевтические упражнения как помощь в адаптации к детскому саду
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 08:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапевтические упражнения как помощь в адаптации к детскому саду» (включая файлы) размещена пользователем Черная Анна Геннадьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД