Надежда Костылева
Арт-студия как одна из форм инновационной деятельности детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС детский сад должен быть динамичным, постоянно находиться в режиме развития, представлять собой открытую мобильную образовательную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Педагоги детского сада «Колокольчик» пгт Кумены всегда были восприимчивы ко всему новому и прогрессивному, поэтому без лишних сомнений включились в работу региональной инновационной площадки. В 2020-2021 учебном году в образовательной организации будет вестись работа по созданию и апробированию модели оказания комплексной психолого-педагогической помощи и информационно-просветительской поддержки родителей детей дошкольного возраста.
Публикация «Арт-студия как одна из форм инновационной деятельности детского сада» размещена в разделах
В настоящее время в инновационную деятельность включены уже не отдельные педагоги-новаторы, а весь коллектив образовательного учреждения и инновационные преобразования приобретают системный характер.
В поисках современных форм работы с родителями, повышающих эффективность дошкольного образования в детском саду в 2019-2020 учебном году была создана творческая группа, задача которой была изучить кадровый и материально-технический потенциал детского сада и на основе этого анализа разработать и предложить родителям инновационные формы сотрудничества и взаимодействия.
При проведении анкетирования наибольший интерес вызвала семейная Арт-студия «Навстречу друг другу».
Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление.
В современном мире достижение успеха в любой деятельности в большей степени зависит не от знаний и скорости работы с ними, а от способности находить новое, видеть не стандартное решение задачи. Как известно, творчество должно быть свободным и самоценным. Создание арт - студии даст возможность детям и их родителям свободного выбора средств самовыражения и реализации творческих идей, а также способов их воплощения.
Главная цель деятельности Арт-студии - укрепление детско-родительских отношений, вовлечение детей, родителей и педагогов в совместный творческий процесс.
Задачи деятельности Арт-студии :
• Формировать навыки совместных действий во время создания единого художественного образа;
• Показать, как можно выстраивать взаимоотношения детей и родителей не только на плоскости листа, но и в реальном времени и пространстве;
• Формировать представления детей о некоторых жанрах прикладного творчества (батик, коллаж, лепка из соленого теста);
• Активизировать самостоятельную деятельность детей через использование экспериментальной деятельности с изобразительными и художественными материалами;
• Воспитывать чувство уважения взрослых и детей друг к другу;
• Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством создания детско-родительских художественных образов;
• Привлекать родителей к созданию развивающей предметно пространственной среды группы и детского сада в целом с помощью продуктивных видов деятельности.
Основной стратегией проекта является поэтапное вовлечение родителей в совместное сотворчество семьи и детского сада.
Проект «Арт - студия» будет реализован в три этапа.
На первом, подготовительном, этапе был проведён мониторинг условий ДОУ для организации инновационной деятельности : анализ предметно-развивающей среды, изучение мнения педагогов и родителей, по результатам которого было установлено, что кадровый и материально-технический потенциал детского сада соответствует требованиям для внедрения инноваций.
На сегодняшний день педагогический коллектив полностью укомплектован педагогическими кадрами, в творческую группу включены все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию. Общее руководство группы осуществляет старший воспитатель. Накоплен большой опыт по реализации дополнительного образования детей в области художествненно-эстетического развития: много лет в детском саду работает кружок по изодеятельности, кружок по работе с соленым тестом.
Главным на подготовительном этапе будет механизм мотивации и механизм психологической поддержки родителей.
На основном этапе ключевым механизмом станет включение детей и родителей в совместную деятельность. На данном этапе предполагается как знакомство с различными видами искусства (виртуальные и живые экскурсии в музеи, театры, так и практические мастер-классы.
Для обеспечения целостного развития личности ребенка, конструктивного взаимодействия с семьей во время каждого занятия участники создают единую художественную работу, состоящую из нескольких фрагментов. Технология творческого процесса предполагает уровень задач доступный любому человеку, увлеченному способом самовыражения.
Работа организована так, чтобы не только научить детей навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной выполненной работы, поделки.
Ключевой механизм заключительного этапа – это рефлексивный анализ и интерпретация данных.
Мы предполагаем, что в результате деятельности Арт-студии :
• У детей будут сформированы навыки совместных действий с родителями и сверстниками;
• Дети начнут проявлять творческую инициативу, будут самостоятельно создавать художественный образ и решать проблему с помощью взрослого;
• Мы создадим единые детско-родительские художественные работы для оформления экспозиции. В детском саду проявятся персональные и студийные выставки творческих работ.
• Повысится активность участия наших воспитанников в конкурсном движении. У педагогов появится возможность презентовать наработанный опыт на различных площадках.
Арт-студия «Навстречу друг другу», должна объединить детей, родителей и педагогов. Между ними происходит одновременно и взаимодействие и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии предполагает, что все, в этот момент художники и творческие люди, готовы поделиться друг с другом своими идеями, мыслями и своими находками по теме занятия. Все друг для друга открываются с неожиданной стороны. Взрослые (родители и педагоги) начинают лучше понимать своих детей, их характеры и надежды на будущее. Такие творческие семейные проекты становятся импульсом к изменениям во взаимоотношениях, в семейной атмосфере, к возрождению семейных традиций.