Алла Буряк
Арт-педагогика и арт-технологии в современном дошкольном образовании
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок познает окружающий мир, а в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них.
Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Публикация «Арт-педагогика и арт-технологии в современном дошкольном образовании» размещена в разделах
Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт — педагогические технологии. Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства, и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Арт-педагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного отношения к себе. Дети очень часто сталкиваются с трудностями: в семье, в детском саду, в общении со сверстниками, и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят помочь детям, но не знают, как: нравоучения и убеждения не помогают, а сам ребенок толком ничего не может объяснить. Вот в таких случаях нам и помогут арт-технологии.
Арт-технологии – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре, это лечение творчеством.
Основная цель арт-технологии состоит в гармоничном развитии личности через развитие способности самовыражения и самопознания. При помощи арт-технологии ребенок знакомится с окружающим миром, видит мир вокруг себя прекрасным и удивительным. Арт-технология предлагает ребенку выражать свои эмоции и чувства с помощью рисования, аппликации, лепки из соленого теста, глины, пластилина, воздушного пластилина, конструирования из природных материалов.
Применение арт-технологий позволяет ребенку сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, а также индивидуальным для каждого.
Основные принципы занятий арт-технологий :
1. Основное условие занятия – это желание самого ребенка. Творчество без желания невозможно.
2. Доверительный диалог педагога с каждым ребенком.
3. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог должен обязательно говорить с ребенком о своем настроении в начале и в конце занятия, он лепит, рисует, рассуждает, выполняет все задания, которые дает ребенку. И вот только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той деятельности, которая ему предлагается.
4. Для достижения поставленной цели — сохранение эмоционального здоровья ребенка, реализуется принцип самовыражения и спонтанности — один из принципов арт-педагогических технологий. Принцип самовыражения и спонтанности заключается в том, что ребенок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребенок дает выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания.
5. Ожидаемый результат — положительное эмоциональное состояние, гармония с собой и с окружающим миром, укрепление веры в себя, развитие воображения. Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержка и доверие. Таким образом, будет реализовываться гармонизация развития ребенка, снятие стрессового напряжения. К дидактическим принципам арт-педагогических технологий относятся:
– Принцип гуманизации, который провозглашает человека как высшую ценность, несмотря на способности ребенка как интеллектуальные, так и художественные.
– Принцип творчества заключается в задействовании зрения, обоняния, слуха, эмоции, а также интуиции и воображения. Важным условием получения уникального результата является импровизация, позволяющая выразить собственное творчество ребенка.
– Принцип рефлексивности осуществляется в умении ребенка анализировать процесс достижения результата и сам результат и преодолевать проблемные ситуации и конфликты. На занятиях, где используются методы арт-педагогических технологий, творческой деятельности присущ спонтанный характер, что отличает ее от процесса обучения изобразительному искусству по четко выстроенному образовательному плану. В ходе занятий у ребенка формируется эмоциональное, эстетическое и нравственное отношение к реальности. Работа с детьми строится и в группе, и индивидуально. Отличие групповых занятий от индивидуальных состоит в цели, процедуре, приемам работы. Например, занятия, задача которых снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, проходят индивидуально, в то время как групповые позволяют добиться других задач: удовлетворить потребность в общении и взаимодействии с детьми, научиться отстаивать свое мнение и учитывать чужое, проявлять активность и, наоборот, сдерживаться. Важно, что на занятиях используется не только привычный набор изобразительных средств и материалов: гуашь, акварель, цветные, простые карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д., но и, в большей степени, нетрадиционные материалы и способы их использования, которые позволяют ребенку включиться в процесс с большим интересом. Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса :
– техники и приемы подбираются по принципу эффективности и простоты;
– у ребенка не должно возникать затруднений при выполнении задания в предлагаемой технике;
– любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-педагогические технологии предполагают создание безопасных условий, которые способствуют самовыражению и спонтанной активности. Процесс выполнения задания — создания изображения должен быть интересным, а результат привлекательным для ребенка. И первое, и второе в равной мере важны для ребенка, и это является характерной особенностью детского рисования. Выбранная техника, обладающая данной чертой, не будет противоречить потребностям и возможностям дошкольного возраста. Как уже говорилось выше, способы и техники рисования должны быть нетрадиционными. Во-первых, такие изобразительные техники будут новыми для ребенка, а значит смогут мотивировать деятельность и удержать внимание. Во-вторых, важно, что ребенок получит для себя необычный опыт и в процессе получения этого опыта снизится контроль сознания и ослабеют защитные механизмы. В результате в готовом продукте, мы сможем наблюдать больше свободы самовыражения, а, следовательно, и неосознанной информации.
В своей работе с воспитанниками мы применяем большое разнообразие различных технологий, хочу поделиться с некоторыми, которые больше всего любят дети в нашем детском саду:
Рисование песком на световом столе:
Рисунок 1. Рисование и моделирование песком
Рисунок 2. Песочные фантазии
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и простой вид изобразительной деятельности дошкольников. Рисуя сухим или мокрым песком, ребенок познает мир. Данный вид творчества позволяет ребенку преодолеть чувство страха, дает свободу и вселяет уверенность в своих силах.
Рисование в технике ЭБРУ (рисовании на воде) :
Рисунок 3. Коллективное рисование
Рисунок 4. Рисуем узоры
Рисунок 4. Перенесли рисунок на бумагу
Рисунок 5. Из детских рисунков в технике Эбру сделали совместно с детьми красивый плакат
Я считаю, что для детей рисование техникой Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т. е. законченной работой) или послужит фоном для дальнейшего творчества. Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.
Рисование на морских камушках:
Рисунок 6. Дети с удовольствием рисуют на камушках
Рисунок 7. Наши девочки рисуют морских обитателей
Рисунок 8. Ребята украсили своими камушками уголок в группе
Рисунок 9. Методическое объединение у нас в саду. Мастер-класс для педагогов (каждый рисует свою рыбку)
И мы еще с ребятами попробовали очень интересную технику рисования на крахмале «Неньютоновская жидкость для детей». Все получили и воспитатель, и дети, огромное удовольствие от проделанной работы. Этот метод объединяет в себе рисование и проведение эксперимента. В качестве холста мы использовали формочки с неньютоновской жидкостью, которую сделали педагог совместно с детьми.
Рисунок 10. Рисунок на крахмале
Рисунок 11. Матрешка от Насти
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства. Наступил век нанотехнологий и информатизации. Обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Артпедагогика очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Применение артпедагогических технологий важно и нужно не только для работы с “особенными” детьми, но и как предупреждающая коррекционно-творческая работа с “обычными” дошкольниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь ребенку самому “откорректировать” свои проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм “самоисцеления” через искусство и художественно-творческую деятельность.