Елена Давыдова
«Арина Шиповница — журавлиный лёт». Сценарий осеннего фольклорного развлечения
▼ Скачать + Заказать документы
АРИНА-ШИПОВНИЦА, ЖУРАВЛИННЫЙ ЛЁТ.
Развлечение на фольклорном материале по региональной программе. (средняя группа)
МАДОУ№91 «Яблонька»
Музыкальный руководитель:
Давыдова Елена Викторовна - первой квалификационной категории.
1. Пояснительная записка:
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Публикация «„Арина Шиповница — журавлиный лёт“, Сценарий осеннего фольклорного развлечения» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Цель : обогащение духовной культуры детей, приобщение их к национальной культуре Русского Севера.
Задачи :
Воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.
Расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.)
Прививать любовь к родной земле через знакомство ребёнка с природной средой региона, уважение к традициям своего народа, используя средства народной педагогики.
Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
Пропаганда музыкальной культуры и искусства.
Атрибуты: народный северный костюм, корзина с ягодами, грибами, ложки, трещотки, бубенцы, Петрушка в стаканчике (игрушка ярмарочная).
Декорации: Лесная поляна,дом лесника,на скамеечке сидит тётушка АРИНА. Звучит спокойная музыка.
АРИНА : Как хорошо в осеннем лесу. А утром ранним да при первом солнышке всяко место праздником живёт. Дерева, и кустики, и травка расправляются, улыбаются, здороваются. Птицы курлычут, в стаи собираются. Я бы, может, и долго на праздник утренний глядела, да вижу наших деревенских хозяек деловитых по грибы, по ягоды, торопят себя, заветными дорожками кривуляют, одна другую обгоняют.
Вход: дети 12человек, взрослые 1 человек с корзинами идут друг за другом по кругу с песней, постепенно выстраиваются на полукруг.
1. «В хороводе были мы» р. н. п.
1. В хороводе были мы-2р
Были мы, были мы-2р
2. А кого там видели-2р
Видели,видели-2р
3. выйди, выйди заинька.
Выйди, выйди серенький.
Кружком, боком повернись, да пониже поклонись.
4. выйди белка-попрыгунья
Непоседа и шалунья
Кружком, боком повернись, да пониже поклонись
5. А теперь все рядом встаньте
Вправо, влево не зевайте.
Кружком, боком повернись, да пониже поклонись.
АРИНА : Здравствуй, люд честной! Здравствуйте, девчонки, веселые глазёнки, здравствуйте, мальчишки-непоседы, шалунишки (кланяется)
РЕБЁ НОК: Здравствуй, тётушка Арина. Мы к тебе пришли, подарочков из леса принесли.
АРИНА : Приворотите к моем у дому, посидите на лавочке, да подарочки свои покажите.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как в народе говорят: в ногах правды нет! Сядем, посидим немного у тётушки Арины, отдохнём!
РЕБЁНОК (показывает корзинку) :
Шиповник — для здоровья клад,
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар —
Ценный от природы дар.
АРИНА : Да,В наших лесах болота больши топки, да ягодны. Сколько у вас всего в корзинах! День какой сегодня удачный, особенно для сбора шиповника.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, так не зря 1октября Ариной - Шиповницей зовут.
АРИНА : От любой простуды вылечит шиповник, чай из шиповника снимет усталость, Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витаминов и других полезных веществ.
ВОСПИТАТЕЛЬ : (обращается к залу) А знаете ли вы, что с давних времен известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха.
РЕБНОК: т. Арина, а цветок этот тебе зачем?
АРИНА : Цветок шиповника (одевает на кепки мальчикам), цветок шиповника принесёт вам удачу и счастье. Считалось, что это убережёт от злой силы.
РЕБЁ НОК: А в наших северных деревнях цветок шиповника рисовали на всякой хозяйственной утвари- на ложках, прялках, детских колыбельках, туесках. Старались уберечь своих родных от злых духов.
АРИНА : В народе бытует поверье, что если окружить дом кустами шиповника, то в нем всегда будет мир и благополучие, поэтому его высаживали около окон дома.
РЕБЁ НОК: Куст с шипами, куст колючий,
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветет прелестной,
Ягод нет его полезней!
АРИНА : Издавна шиповник использовался и в качестве украшения. Женщины и девочки еще в стародавние времена носили из его плодов бусы. И вы примите от меня красивый подарочек. (девочкам одевает бусы)Слово словам, а веселье само собой!. Вот вам ложки расписные, да теперь меня уважте,повеселите!
2. ИГРА НА ЛОЖКАХ (р. н. п. «при народе в хороводе»)
РЕБЁ НОК: Бабушка Арина, как у тебя интересно!
АРИНА : Арина – Шиповница,не только шиповником знаменита! Как вы думаете, на Аринин день, что люди ещё примечали?
РЕБЁ НОК: лёт журавлей-гусей.
АРИНА : Гости дорогие, а у вас птицы полетели в тёплые края?
-ответ гостей
РЕБЁ НОК: А у нас полетели
АРИНА : Почему птицы улетают на юг?
РЕБЁ НОК: Потому что у нас на севере становится холодно, листья опадают, реки замерзают, снег выпадает. Птичкам не чем питаться.
Воспитатель : (обращается к залу) Да, если журавли полетят на Арину, то на покров (14 октября) будет мороз, а нет, то зима наступит позже. Журавль не отбудет - морозов не будет до месяца другого, до ноября второго. Робята, Порадуем хозяюшку песней звонкой.
АРИНА : Порадуйте, да и я вам подпою со своим Петрушкой-бубенцом. (кукла би-ба-бо)
3. ПЕСНЯ «ГУСИ-ГУСЁНУШКИ» (сопровождается игрой на бубенцах)
1. Я гнала гусей домой, приговаривала.
ПР. Это быль, это быль, быль былинушка моя. -2р
2. Привыкайте,мои гуси, ко лужочку, ко траве.
ПР. Это быль, это быль, быль былинушка моя. -2р
3. Ко лужочку, ко траве, ко холодной ко воде
ПР. Это быль, это быль, быль былинушка моя. -2р
4. Ко холодной ко воде, ко чужой строне.
ПР. Это быль, это быль, быль былинушка моя. -2р
Воспитатель: Детки, ножки разомнём, в Гусочка играть пойдем.
4. ИГРА р. н. «ГУСЁНОК»
Сошлись гуси-журавли, ходят- бродят у реки.
Стали гуси гоготать :Не пора ли улетать!
- Гуси,улетайте!
Дети в кругу,один в центре. Ходит кланяется,к кому подошел,тот встаёт сзади ведущего,собирает за собой гусёк. На слова:»Гуси, улетайте»,разбегаются на свои места в круге, кто последний, тот становится новым ведущим.
АРИНА : Славно вы в лес ходили, будете на осенней ярмарке, ко мне опять приворачивайте, меня повеселите, а я уж вас пирогами угощу.
Воспитатель: обязательно снова завернём,тётушка Арина. Девчушки, заводи плясовую на прощаньице.
ПЕРЕПЛЯС.»Топотуха» (поют только взрослые, дети проходят в воротики парами и расходятся в разные стороны. Топают на месте и кружатся топающим шагом)
АРИНА :А сегодня для вас отвар из шиповника приготовила. Пробуйте на здоровье.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо, хозяюшка, конечно попробуем.
Дети и воспитатель уходят, Арина заходит в избу.