Получи документы

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы)

Инна Дмитренко
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Актуальный педагогический опыт работы по теме : «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» формировался в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Краснояружский детский сад «Солнечный». Общая наполняемость детского сада - 192 ребенка от 1,5 до 7 лет.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

Одним из направлений работы рабочей программы воспитания МБДОУ «Краснояружский детский сад «Солнечный» является патриотическое воспитание, в рамках которого ведется активная работа по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, что является на современном этапе одной из самых актуальных проблем общественного развития.

В настоящее время государственная политика вновь обратилась к необходимости воспитания у молодого поколения любви к своей Родине и готовности ее защищать, возрождению интереса к национальной культуре, традициям народной педагогики. Наша страна переживает время, когда нужно обратить взоры в прошлое, чтобы понять причины нынешнего состояния нравов и найти ответы на волнующие сегодня вопросы в культурной памяти и историческом опыте народа.

С целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста автором опыта выстроена программа действий в различных видах деятельности, для успешной реализации которой в дошкольном учреждении создан мини-музей «Русская изба».

Для определения уровня сформированности патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста был подобран диагностический инструментарий по каждому критерию и показателю (диагностическая беседа ( авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская) (приложение 1, экспериментальная ситуация по выявлению уровня эмоционально-оценочного компонента патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (приложение 2, задания по выполнению трудовых поручений общественного характера (автор Н. В. Алешина) (приложение 3).

Обобщенный анализ результатов показал, что 8% детей имеют высокий уровень патриотического воспитания, у 42% дошкольников выявлен средний уровень патриотического воспитания и 50% детей показали низкий уровень патриотического воспитания (рис. 1).

Полученные данные дают основание полагать, что работа с детьми в данном направлении требует совершенствования. Таким образом, появилась необходимость повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в различных видах деятельности.

Рис. 1. Уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность опыта

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотическое воспитание, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда, а особенно актуально оно в наши дни.

Процесс патриотического воспитания детей начинается с вхождения в культуру своего народа, формирования патриотических чувств, с процесса формирования этнической идентичности и этнокультурной осведомленности.

Патриотические чувства в жизни каждого человека и в жизни общества имеют определяющее значение. От того, как человек относится к Родине, культуре своего и других народов во многом зависит его судьба. Патриотическое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Ребёнок дошкольного возраста не освоит эту область самостоятельно, но с помощью взрослых – педагогов и родителей, у него формируются чувства эмоциональной близости с народом, положительные чувства к родной природе, родному языку, традициям и истории, что составляет основу патриотического воспитания.

Таким образом, становится очевидным, что выбор темы объясняется необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью повышать уровень патриотического воспитания старших дошкольников и недостаточно выстроенной системой работы.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась с сентября 2019 года по май 2022 года и включала 3 этапа:

I этап (констатирующий) – декабрь 2019 г. – февраль 2020 г.

II этап (формирующий) – февраль 2020 г. – ноябрь 2022 г.

III этап (контрольный) – ноябрь 2022 г. – декабрь 2022 г.

Констатирующий этап заключался в выявлении проблемы, формулировании идеи опыта, определении целей, задач, выборе методов педагогического воздействия, подборе и анализе литературы по теме опыта, диагностических методик, проведении педагогической диагностики.

Формирующий этап заключался в формировании патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности путем апробации системы работы, включающей в себя подобранные методические приемы, формы и методы работы.

Контрольный этап заключался в проведении педагогической диагностики по выявлению уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая показала результативность оказанного педагогического воздействия.

Диапазон опыта

Диапазон опыта по данному направлению представлен системой работы и интеграцией образовательных областей для формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности : игровой, познавательной, образовательной, театрализованной, творческой.

Теоретическая база опыта

Проблему патриотического воспитания стали рассматривать уже в XVI веке. Так Я. А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, и как следствие, к Отечеству в целом [1, 130]. Я. Коменский писал в «Великой дидактике» : «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляют сферу чувств и эмоций ребенка [9, 10]

Чувство патриотизма многогранное понятие по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и другое [10, 67]. Все эти качества берут свое начало в дошкольном детстве.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

M.Л. Афанасьева рассматривает патриотическое воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотических взглядов, убеждений, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традиций, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины.

С. А. Козлова отмечает, что патриотическое воспитание дошкольников – это педагогическое воздействие, направленное на личность ребенка с той целью, чтобы ребенок обогатил свои знания о родине, сформировал навыки и умения нравственного поведения, развивал потребности на всеобщую пользу.

Процесс патриотического воспитания детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности и этнокультурной осведомленности, формирования патриотических чувств.

Дошкольное учреждение играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими [14, 39].

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники на патриотическую тематику, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. На таких праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные песни.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Исследователь Е. В. Бердник выделил принципы патриотического воспитания, характерные для детей дошкольного возраста :

– принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

– принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

– принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

– принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата [2, 17].

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости.

Все это говорит о том, что патриотическое воспитание можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу.

В период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в патриотическом воспитании [15, 96].

Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в выявлении критериев и показателей патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также разработке системы работы по повышению уровня патриотического воспитания старших дошкольников посредством комбинирования элементов известных методик и технологий.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми старшего дошкольного возраста, при организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и индивидуальной работе с детьми. Для успешной реализации данного опыта необходимо создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

Раздел II

Технология описания опыта

Цель данного педагогического опыта заключается в повышении уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного в различных видах деятельности.

В соответствии с целью определены задачи:

1) Формирование у детей системы знаний и представлений о национальных символах, праздниках, традициях, играх, культуре и природе родного края, фольклоре.

2) Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к Родине, ее культуре и традициям, родной природе, истории, родному языку; положительного отношения к представителям других национальностей.

3) Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, участие в русских народных праздниках и традициях, народных играх, экскурсиях, беседах, носящих национальный характер;

4) Формирование умения вести себя в ситуациях, требующих морального выбора; формирование стремления приносить пользу людям.

Методы и формы организации

В соответствии с выдвинутыми задачами деятельности в рамках представляемого опыта применялись следующие формы и методы работы с детьми :

1. циклы занятий, включающие различные виды деятельности : познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и другие – на основе единого содержания;

2. наблюдения (экскурсии, досуги);

3. видео-просмотр - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т. е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т. п. ;

4. развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям;

5. фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика;

6. целевые прогулки и экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

На основе предложенных форм работы представляется важным использовать беседы, которые служат не только словесным методом обучения во время организованной образовательной деятельности, но и самостоятельной формы работы с детьми.

Данные формы работы проводились в соответствии со следующими принципами:

• соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей;

• единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;

воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом;

• изучение опыта защиты Отечества [9, 36].

Автором опыта была выстроена система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Одним из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, является организация предметно-развивающей среды в группе: создание патриотического уголка, где размещается интересная и познавательная информация о родном поселке, стране, выставляются на полки глиняные изделия мастеров, народные игрушки, демонстрационные картинки, фото, разнообразные иллюстрации по теме.

Для повышения уровня патриотического воспитания старших дошкольников были проведены Недели патриотического воспитания, одна из которых представлена в приложении 4. Также проведен цикл ООД на различные темы, такие как: «Флаг. Герб. Гимн» и «Символы России. Государственный флаг России», с целью воспитания у детей любви к Родине, чувства гордости за свою страну, уважения к могуществу державы, её независимости. В результате организованной образовательной деятельности дети узнали много нового и интересного о главных и важных символах России и о случаях их использования, получили задание рассказать о них дома своим родителям, расспросить их о трех цветах флага, выяснить, что они означают. Таким образом, прослеживалась связь между занятиями, на которых дети делились уже имеющимися у них знаниями и делали своими руками флаг Российской Федерации.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников – игре (подвижные, дидактические игры, направленные на приобщение детей к культуре русского народа). Особенно интересно детям было играть в подвижные игры такие как «Не боимся мы кота», «Хромая лиса», «Птицелов» и др. Дети были увлечены играми, импровизировали, что говорит об эффективности данной формы работы.

Немаловажная роль была отведена игровым технологиям, как одному из средств патриотического воспитания дошкольников. Были проведены различные мероприятия : квест-игра «Полоса препятствий», посвящённая Дню защитника Отечества, викторина по патриотическому воспитанию «Мы – РОССИЯНЕ», где дети отгадывали загадки, соревновались и смогли продемонстрировать свои знания в игровой форме (приложение 5). Важная роль отводилась и приобщению детей к фольклору - был организован вечер русских народных сказок «Изба-читальня» (приложение 6, ООД «Традиции и обряды в жизни русского народа» (приложение 7). В процессе данных мероприятий дети пришли к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке, сказке заключена народная мудрость. Дети ответственно готовились к предстоящим мероприятиям: беседовали с родителями и другими близкими родственниками о своей большой и малой Родине, актуализировали уже имеющиеся знания о пословицах, поговорках, сказках и других видах фольклора.

Особое место в воспитательной работе мы отводилось беседам с детьми: беседа о традициях и обычаях русского народа, беседа на тему «День защитника Отечества» с целью расширения представлений детей о военных профессиях и воспитания уважения к защитникам Отечества. Также была проведена беседа на тему «Белгород – город воинской славы», с целью расширения и углубления знаний и представлений о городе Белгороде как о «родном городе», воспитания у дошкольника чувства восхищения родным городом, любви и привязанности к тем местам, где он родился и живет.

Был проведен «Праздник Солдата» с целью воспитания у детей любви к Родине, чувства гордости за свою страну, уважения к военным профессиям; создания положительного эмоционального настроя и доброжелательного отношения друг к другу.

Немаловажное значение отводилось использованию информационных технологий. Была проведена виртуальная экскурсия по музеям и памятникам Победы с включением работы с родителями метода QR-кода. Также совместно с родителями проводились праздники, родители оказывали помощь детям в сборе информации о фольклоре, традициях и обычаях русского народа.

Важным условием патриотического воспитания детей является тесная связь с родителями воспитанников. В народе говорят: хороший пример – лучше ста слов. Ведь родители не сторонние наблюдатели, а являются активными участниками педагогического процесса. Они не только участвуют в праздниках, но совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. В уголках для родителей информация о патриотическом воспитании представлена в форме сменных фотовыставок, консультаций, папок-передвижек. А самое главное то, что патриотическое воспитание не требует от родителей чрезмерных усилий, достаточно лишь самим вести себя в соответствии с морально-патриотическими нормами, и ребенок будет во всем следовать старшим членам семьи. Единство требований дошкольного учреждения и семьи обеспечивает ребенку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и добрыми поступками.

Также важным моментом в работе с родителями по патриотическому воспитанию у детей является составление генеалогического древа, так как составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. Старшие дошкольники вместе со своими семьями проявили творчество и оригинальность при составлении своих родословных, были представлены различные варианты генеалогического древа.

Непосредственно перед созданием необходимой базы составления генеалогического древа была проведена предварительная работа в этом направлении. Основное внимание уделялось расширению представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, терминов родства; правилам общения и поведения с родными, знанию имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Именно с этой целью был проведен цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» (приложение 8, «Родословная – старинная русская традиция» (приложение 9).

Публикации по теме:

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 21 марта 2023 в 10:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дмитренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД