Марина Кубрак
Аппликация как вид продуктивной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивные виды деятельности имеют художественно-образное начало и носят моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок приходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении. При этом основной признак, объединяющий все виды аппликации, - силуэтность.
Темочки:
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
• Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
• Сюжетной, отображающей те или иные события;
• Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Ребенок, усваивая аппликацию, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности. На этой основе начинается развитие собственно продуктивной деятельности, возникает функция замещения, позволяющая в процессе рисования создавать образ, близкий к реальному объекту. При этом общей чертой для всех видов продуктивной деятельности в дошкольном возрасте является наличие своеобразного отношения между представлением и действием: каждый раз, рисуя, создавая аппликацию или лепную поделку, ребенок идет от представления о предмете к его материальному воплощению. Между тем в процессе материального воплощения уточняется и само представление о предмете. Действительно, многие исследователи (Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, А. В. Запорожец, Н. Г. Агеносова, М. В. Вовчик-Блаткина) считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его воспитания и мышления.
Действуя с предметами или материалами, ребенок на практике познает некоторые их свойства – твердость, мягкость, объем, величину, вес, сопротивляемость и т. д., приобретая знания о тех свойствах предметов, которые не могут быть познаны только визуально. Поэтому предпосылками для продуктивных видов деятельности (так же, как для игры и труда) выступают:
• Потребность ребенка в самостоятельности и активности;
• Подражание взрослому;
• Освоение предметных действий;
• Формирование координации движений рук и глаз.
Создавая образ того или иного предмета при помощи бумаги, ребенок выделяет в нем именно те стороны, которые действительно могут быть воплощены данном материале. Например, аппликация позволяет выразить на плоскости цвет и форму, но не позволяет изобразить объем, как в лепке.
Однако взаимосвязь аппликации, рисования и лепки прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания образа. К ним относится форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Хотя, в отличие от других видов изобразительной деятельности, декоративная аппликация предполагает использование цветового строя и гармонии, а сюжетная – композиции. Это связанно с тем, что, учитывая особенности данного возраста (недостаточное развитие мышц руки, слабые координация движений и зрительный контроль за свои действия, специфику выполнения аппликационных работ, детям не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде. Постепенно в процессе освоения разных видов аппликации и изобразительной, продуктивной деятельности у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мтра.