Светлана Демидова
Аннотация к методической разработке «Лучшая театральная постановка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя. Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей. Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в старшей группе детского сада, в которой участвуют только дети и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Аннотация к методической разработке „Лучшая театральная постановка в детском саду“» размещена в разделах
Введение
«Театр-это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
Б. М. Теплов
Актуальность.
Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей при постановке сказки и показать роль воспитателя в организации театральной деятельности. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Существует проблема, которой занимались многие педагоги и психологи: Н. Ф. Сорокина, Е. В. Мигунова,
Т. С. Григорьева. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Важность работы по организации театральной деятельности также находит свое отражение в ФГОС ДО. В документе подчеркивается, что необходимо создание таких условий, которые открывали бы возможности «для развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Как показал опыт, эффективность такого взаимодействия во многом зависит от правильного и рационального распределения содержания развивающей работы педагога по подготовке детей к постановке спектаклей.
Основная часть
В апреле в нашем детском саду и группе проходила «Неделя театра».
Целью моей работы с детьми была обогащение познавательного опыта по теме «Театр»: становление, практических навыков, создание условий для постановки сказки В. Г. Сутеева «Под грибом» и драматизация сказки, применение накопленного опыта в самостоятельной деятельности. Для осуществления поставленной цели были поставлены задачи.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
-Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Воспитывать позитивное взаимодействие, умение договариваться и распределять роли
Познавательное развитие;
-Формировать интерес и мотивацию к выполняемой деятельности.
Речевое развитие :
-Развивать диалогическую речь, монологическую речь и умение передавать образы с помощью средств выразительности.
-Углублять эмоциональное восприятие литературного текста, обогащать игровой опыт, умения, углублять театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов театра.
Художественно-эстетическое развитие:
-Стимулировать, содействовать развитию творческих умений в изобразительной и музыкальной деятельности.
- Обогащение РППС в группе.
-Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности детей.
Физическое развитие:
- тренировка мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве.
Новизна: В соответствии с ФГОС ДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности, воспитания потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Для организации руководства воспитателем театральной деятельности с детьми в группе по областям : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое были мной проведены методические формы и приемы с детьми
Это рассматривание книг, чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, беседы, дидактические игры, игры –упражнения, изготовление несложной атрибутики, выбор ролей по жребию (по желанию детей, стимулирование, образно-игровые этюды, занятия по познавательному и речевому развитию, совместная художественно-творческая деятельность, проблемные ситуации, релаксационные упражнения, индивидуальные беседы, приготовление приглашений и афишы, сюжетно-ролевая игра «театр», использование персонажей в повседневном общении.
Для непосредственно постановки спектакля мною выбран алгоритм :
1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций и обсуждение ее с детьми.
2. Деление сказки на эпизоды, пересказ их детьми.
3. Работа над эпизодами в форме этюдов, игровых упражнений с предложенным отрывками сказки в стихотворном варианте.
4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться и говорить)
5. Создание декораций и костюмов, афишы, приглашений,создание танца, музыкальное решение эпизодов.
6. Индивидуальная работа над текстом (диалоги, работа над выразительностью.
7 .Репетиция в костюмах и с декорациями.
8. Премьера спектакля. (Повторные показы с участием других детей)
9. Создание фильма.
10. Обыгрывание сказки в самостоятельной игровой деятельности.
В результате проведенной мною работы с детьми была театрализованная сказка «Под грибом» была показана четырем группам детского сада. Были повторные показы спектакля для родителей в День открытых дверей с участием других детей группы. Сказку ребята «играют» в самостоятельной игровой деятельности.
В развивающую среду театральной зоны «Приглашаем в сказку» были внесены новые атрибуты к театрализованным играм : театр теней по сказке «Теремок»; театр на магнитах «Три медведя»; театр настольный на подставках «Гуси-лебеди»; создана развивающая зона «Фиолетовый лес» (фланелеграф) и сказки на фланелеграфе «Под грибом», «Снежная королева»; костюмы к режиссерским играм воробей, муравей, бабочка, гриб и декорации для нее –большие макеты цветов; игрушки для театрализации сказки «Три поросенка» - игрушки и макеты домов; дидактическая игра
«Угадай сказку».
Мною была пополнена и используется в работе методическая копилка в группе по руководству театральной деятельностью детей (сценарии сказок, конспекты, НОД, методики, статьи).
Проведена работа с родителями по созданий условий для театрализованной деятельности : участие в создании костюмов. Вместе с детьми родители познакомились с театральными постановками в городе; провели беседу (рекомендованную воспитателем) о со своими детьми культуре поведения в театре.
Заключение
В заключение хочется отметить ключевой фигурой в организации театральной деятельности, а именно постановке спектаклей в детском саду является воспитатель, именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми. Результатом постановки в группе сказки «Под грибом» явилось усовершенствование исполнительских умений, чувства партнерства у детей. Дети научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, импровизировать уже на основе имеющегося опыта. В своих играх стали использовать пантомимные этюды, и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально ин непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка сильнее, чем результат. Артистические способности развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память, внимание; развивается диалогическая речь способность взаимодействовать со сверстниками, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.