Агеева Елена
Анкетирование — метод мониторинга
▼ Скачать + Заказать документы
Анкетирование как метод мониторинга
Анкетирование— метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
Плюсы анкетирования :
1. анонимность, что влияет на степень откровенности.
Темочки:
2. массовый характер сбора информации, отсюда – легкость подсчета, если анкета составлена правильно.
3. анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося других лиц.
Перед тем как проводить массовое анкетирование, проводится пробное пилотирование. Запускается на одну группу, после исправляются промахи, ошибки, дополняем анкету по необходимости.
Различают следующие варианты анкетирования — личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.
Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник— анкета. Исходя из того, что анкета— это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка се требует особого внимания, вдумчивости.
Желательно, чтобы анкета включала в себя три смысловые части: вводную, содержащую цель и мотивацию анкетирования, значимость участия в нем респондента, гарантию тайны ответов и четкое изложение правил заполнения анкеты; основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ; социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемых.
Практика показывает, что к разработке анкеты исследования целесообразно предъявлять следующие основные требования:
— апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки се обоснованности (валидности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;
— разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования;
— корректная постановка вопросов, предполагающая одновременно уважительное отношение к респондентам;
— оставление возможности анонимных ответов;
— исключение возможности двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иносгранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;
— следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценить несколько фактов сразу или высказать мнение о нескольких событиях одновременно.
— построение анкеты по принципу : от более простых вопросов к более сложным;
— нс увлекаться многословными, длинными вопросами и предложенными вариантами ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время на их заполнение;
— постановка вопросов линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрестным (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;
- предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики.
Опыт проведения опросов свидетельствует о том, что ответы даются содержательнее и полнее, когда анкета включает небольшое количество вопросов (не более 7—10).
Основные ошибки при составлении анкеты :
1. Нарушение общей структуры.
2. Отсутствие четких целей.
3. Громоздкая анкета. Очень много вопросов и не все соответствуют основной цели.
4. Опосредованное влияние на мысли респондента.
5. Невалидность (человек не может среди предложенных ответов выбрать подходящий).
6. Не продумывание шкал. Есть шкалы номинальные, есть – порядковые.
7. Часто в ответах стоит «не знаю». Это должно быть исключением.
Вопросы анкеты могут выделяться по форме:
- закрытые,
- открытые,
- полузакрытые,
- опосредованные.
Вопросы разделяются по конструкции:
- дихотамической (да-нет)
- полевариантной
- шкальной.
Вопросы разделяются по содержанию:
- Вопросы о фактах, о знаниях;
- Вопросы отражающие внутреннее состояние и отношение.
Закрытые вопросы – это такие вопросы, когда приводится несколько вариантов ответов (подчеркнуть выбранный вариант)
Плюс - легко обрабатывать.
Минус - невозможно предусмотреть полный перечень вариантов.
Когда не рекомендуется использовать: при начальной стадии проблемы.
Лучше использовать полузакрытые: перечень ответов + последняя строчка «ваш вариант», «иное».
Открытый вопрос не предполагает жестких вариантов.
Минус такого исследования - обработка.
Опосредованные вопросы. Они сформулированы таким образом, когда есть возможность высказаться с позиции целой группы или коллектива. Используются когда надо выявить отношение к каким-либо негативным явлениям. При этом вопросы формулируются таким образом, чтобы звучало отношение к явлению не самого респондента, а его знакомых, других родителей.
Прямые вопросы - дают возможность получить прямую информацию. Поэтому вопросы должны быть сформулированы в личностной форме.
По конструкции:
Дихотамические – это вопросы, которые носят взаимоисключающий характер (да-нет, выбрать один из вариантов).
Плюс - легко обрабатывать
Минус - третьего не дано
Поливариантные вопросы – предполагают выбор одновременно нескольких вариантов. (пролангирование – отметьте в порядке значимости)
Шкальные вопросы.
1. Обычный вопрос с вариантами ответов, но эти ответы уже являются шкалами (всегда, редко)
2. Использование шкалы в виде таблицы.
Вопросы- иллюстрации. Используются очень редко. Включают рисунок, который отображает ситуацию. Если анкетируют женщин, то на рисунке тоже должна быть женщина.
При составлении анкеты используются несколько вариантов построения вопросов. Это открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, а также вопросы-фильтры.
Открытыми называются вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведенные для этого места в анкете или в специальном бланке. Такие вопросы используются в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечь респондента к активной работе по формированию предложений, советов по какой-либо проблеме или когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.
Закрытыми называются вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет себе, какими могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо по определенным, важным для изучения признакам и т. д. Преимуществами закрытых вопросов являются возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставить ответы различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработки полученных данных.
Полузакрытый вопрос отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов имеется своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, когда исследователь не уверен, что для выражения своего мнения респонденту будет достаточно списка возможных альтернатив.
Количество вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно быть слишком большим — максимум до 15. Кроме того, в любом вопросе закрытого или полузакрытого типа следует иметь альтернативу «затрудняюсь ответить». Это нужно для того, чтобы могли отразить свою позицию респонденты, которые нс знают, как ответить на вопрос, или не имеют определенного мнения по затронутой в нем проблеме.
Довольно часто в анкетах используются вопросы-фильтры. Они состоят одновременно как бы из двух вопросов: сначала выясняется, относится ли респондент к определенной группе или известен ли ему факт (явление, о котором пойдет далее речь. Затем респондентам, ответившим утвердительно, предлагается высказать свое мнение или оценку факта, события, свойства.
Существует еще одна разновидность вопросов анкеты, применяемых в психолого-педагогических исследованиях — вопросы на ранжирование. Их используют тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее важные и значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый проставляет каждому ответу соответствующие номера в зависимости от степени его значимости.
Существенное значение имеет предварительное апробирование анкеты. Внешние признаки ответов (стереотипность, односложность, альтернативность, значительное число ответов типа — «нс знаю», «затрудняюсь ответить» или пропусков, белых полос; «угадывание» ответа желательного исследователю и т. п.) говорят о том, что формулировки вопросов сложны, неточны, в известной мере дублируют друг друга, сходны по содержанию, анкетируемые не осознали значения проводимого опроса, важности правдивых ответов для исследователя.
Анкетный опрос — доступный, но и наиболее беззащитный от всякого рода субъективистских «рифов», метод исследования. Его нельзя абсолютизировать, увлекаться «анкетоманией». Исследователю целесообразно прибегать к нему лишь в случаях, когда возникает необходимость выявить мнение большого количества незнакомых ему людей. Иначе говоря, если нельзя подменять изучение реальных фактов изучением мнения о них. При правильном применении анкетирование поможет получить достоверную и объективную информацию.