Елена Олейникова
Занятие по картине «На стройке» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели. Расширить и уточнить представления детей о профессии строителя, о различных строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.
Развивающие цели. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, общую моторику.
Воспитательные цели. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование. Картина В. М. Каратая «На стройке», мяч.
Публикация «Занятие по картине „На стройке“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Предварительная работа. Расширение и уточнение словаря по теме «Строительные специальности», конструктивная игра «Строим дом», разучивание физкультминутки «Кровельщик».
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
Педагог объявляет о начале занятия и предлагает детям встать около своих стульчиков.
Педагог. Сегодня мы предложим разговор о специальностях строителей, рассмотрим картину «На стройке» и составим рассказ по ней.
2. Игра с мячом «Что делает?». Уточнение и расширение глагольного словаря по теме «Строительные специальности».
Педагог приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Педагог. Сейчас я буду называть специальности строителей и бросать вам мяч. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, что делает этот строитель, и бросить мяч мне. Начинаем. Экскаваторщик.
1-й ребенок. Роет котлован.
Педагог. Бульдозерист.
2-й ребенок. Расчищает площадку.
Педагог. Каменщик.
3-й ребенок. Кладет стену.
Педагог. Штукатур.
4-й ребенок. Штукатурит стену.
Педагог. Маляр.
1-й ребенок. Красит стены и потолки.
Педагог. Кровельщик.
2-й ребенок. Делает крышу.
Педагог. Стекольщик.
3-й ребенок. Вставляет стекла в окна.
Педагог. Крановщик.
4-й ребенок. Работает на подъемном кране, поднимает разные грузы.
Педагог. Молодцы! Вы очень хорошо знаете, что делают строители. Не зря мы с вами вчера играли в строителей и строили высотный дом.
3. Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие диалогической речи, творческого воображения.
Педагог приглашает детей к мольберту с картиной.
Педагог. Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней
изображено. Что делают люди, изображенные на картине?
Дети. Они строят высотный дом.
Педагог. Кого вы видите на переднем плане? Что они делают? Что у них в руках?
1-й ребенок. На переднем плане мы видим каменщиков. Они кладут стену дома из красного кирпича. В руках у них мастерки.
2-й ребенок. Рядом с ними стоит инженер и рассматривает чертеж.
3-й ребенок. Один рабочий показывает крановщику, куда опустить груз.
4-й ребенок. На нижнем этаже рабочий перекладывает доски.
Педагог. Теперь давайте рассмотрим, как художник изобразил строительную площадку. Обратите внимание: там кипит работа. Что там происходит? Какая техника работает? Что делают рабочие?
1-й ребенок. Подъемный кран поднимает кирпичи. Мы видим рабочих, которые закрепляли груз.
2-й ребенок. Бульдозер расчищает площадку, сгребает землю.
3-й ребенок. Экскаватор роет котлован.
4-й ребенок. Бетономешалка привезла раствор.
5-й ребенок. Самосвал привез песок.
6-й ребенок. Двое рабочих несут трубу.
Педагог. Молодцы. Вы очень наблюдательны. Вы рассказали, чем заняты строители. Мы с вами видим, что каждый рабочий занят своим делом, выполняет нужную и важную работу. Строители работают дружно, слаженно, поэтому дом растет на глазах. А теперь давайте обратим внимание на задний план картины. Что художник изобразил там?
1-й ребенок. У забора мы видим вагончики-бытовки. Там переодеваются и обедают строители.
2-й ребенок. За забором художник нарисовал много зелени и новые красивые дома.
Педагог. Теперь расскажите, какой день изображен на картине.
Дети. На картине нарисован теплый летний день.
Педагог. Какое настроение вызывает картина?
Дети. Картина вызывает хорошее настроение.
Педагог. Верно. Приятно смотреть на людей, которые так дружно и хорошо работают. Мы с вами рассказали о том, что мы видим на картине. А теперь давайте представим, что будет, когда рабочие построят дом.
1-й ребенок. Вокруг дома расчистят площадку, посадят деревья, поставят качели.
2-й ребенок. В дом приедут жильцы.
3-й ребенок. На площадке около дома будут играть дети.
Педагог. Верно. И жильцы будут благодарны строителям, которые построили такой чудесный дом.
4. Физкультурная пауза «Кровельщик». Координация речи с движением.
Педагог приглашает детей на ковер и организует подвижную игру.
То не град, то не гром - Дети стоят лицом в круг и изображают
удары молотком.
Кровельщик на крыше. Тянутся на носочках, подняв руки.
Бьет он громко молотком - Вновь изображают удары молотком.
Вся округа слышит. Закрывают уши руками.
Он железом кроет дом, Широко разводят руки в стороны.
Чтобы сухо было в нем. Наклоняются, касаются носков руками.
5. Коллективное составление плана рассказа. Развитие диалогической речи, мышления, памяти.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики.
Педагог. Теперь давайте все вместе составим план рассказ. С чего мы составим план рассказ?
Дети. Можно рассказать о рабочих, которых мы видим на переднем плане картины.
Педагог. О чем вы расскажите потом?
Дети. Потом мы расскажем о том, что происходит на строительной площадке.
Педагог. Что вы опишите после этого?
Дети. Мы расскажем, что видим на заднем плане картины.
Педагог. О чем вам еще хочется рассказать?
Дети. Мы расскажем о том, какое настроение вызывает картина.
Педагог. Чем вы закончите рассказ?
Дети. Мы расскажем о том, что будет, когда строители закончат строить дом.
Педагог. Молодцы. У вас получился отличный план.
6. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
7. Рассказ детей по картине. Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения. Обеспечение целостного восприятия изображенного на картине.
Педагог вызывает пятерых детей и напоминает каждому из них, о чем тот будет рассказывать. После этого один из детей повторяет рассказ целиком.
1-й ребенок. На картине изображена стройка. Строители строят высотный дом. На переднем плане мы видим каменщиков, которые кладут стену из красного кирпича. В руках у них мастерки. Рядом с ними стоит инженер и рассматривает чертеж. Один рабочий показывает крановщику, куда нужно опустить груз. На нижнем этаже рабочий перекладывает доски.
2-й ребенок. На строительной площадке кипит работа. Подъемный кран поднимает кирпичи. Мы видим рабочих, которые закрепляли груз. Бульдозер расчищает площадку, сгребает землю. Экскаватор роет котлован. Бетономешалка привезла раствор. Самосвал привез песок.
3- ребенок. На заднем плане у забора художник нарисовал вагончики-бытовки. Там переодеваются и обедают строители. За забором художник изобразил много зелени и новые красивые дома.
4-й ребенок. Картина вызывает хорошее настроение. Приятно смотреть на людей, которые так дружно и хорошо работают.
5-й ребенок. Когда строительство закончится, вокруг дома расчистят площадку, посадят деревья, поставят качели. В дом приедут жильцы. На площадке около дома будут играть дети. И жильцы будут благодарны строителям, которые построили такой чудесный дом.
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог убирает картину с мольберта и предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, чей рассказ им понравился и почему. Обязательно положительно оценивается работа каждого ребенка.