Светлана Косякова
Анализ словесного состава предложения
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе речевой работы дети узнают, что слова связаны между собой по смыслу и составляют законченную мысль (фразу, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному – коротко или распространённо. Необходимо знакомить детей с тем, что такое предложение и какое оно бывает (длинное или короткое).
Обучая детей анализу словесного состава предложения, необходимо особое внимание обращать на последовательное расположение слов в предложении.
Публикация «Анализ словесного состава предложения» размещена в разделах
Слова в предложении, как и звуки в слове, следуют одно за другим. Необходимо следить за тем, чтобы дети научились членить предложение на слова и составлять его из слов.
При рассмотрении картины перед детьми ставится определённая задача : составить предложение из двух (трёх - четырёх) слов о том, что нарисовано на ней. Необходимо советоваться с детьми, удачно ли подобраны эти слова, добиваться, чтобы предложения точно, образно отражали содержание картины. Важно, чтобы дети проявляли выдумку в составлении предложений. Для этого необходимо обмениваться мнениями, вносить элементы соревнования «Чьё предложение более интересно? Почему? Как об этом же сказать по-другому?»
Все предложения внимательно прослушиваются, для анализа отбираются два-три лучших. Определяют, какие слова звучат в предложении, сколько их, какое из них первое, какое второе.
Задание подумать и назвать свои предложения побуждает детей говорить об одном и том же нечто новое. не сказанное другими. Анализируя фразы, дети убеждаются, что состав разных предложений тот же : два слова, а смысл каждый раз другой.
К одной и той же картине можно обращаться неоднократно, предлагая детям каждый раз в упражнениях новые задания, например: «Придумайте название картины». Вначале даётся задание придумать любое название без определённого количества слов в предложении. А при оценке ответов детей необходимо отметить, отвечает ли это название замыслу художника. Затем, нужно усложнить задание: в названии должны быть лишь два или три слова. В этом случае, при анализе детских ответов следует указать, удачно ли по замыслу предлагаемое название картины, действительно ли в нём три слова, какие они и какова предлагаемая последовательность их произнесения. Далее нужно предложить ещё более сложное задание: «Придумайте название картины из одного слова».
Какое бы задание ни предлагалось детям, постоянно ведётся поиск нужных слов и удачного (по смыслу и заданному количеству слов) построения предложения.
Работа по анализу словесного состава предложения должна проходить систематически. На самом начальном этапе проводится 8-10 минутных упражнений, в которых дети усваивают словесный состав предложения. Затем, приёмы, закрепляющие знания и навыки членения предложения на слова и приёмы, закрепляющие знания и навыки членения предложения на слова и составления предложения из слов, тесно увязываются с приёмами работы по осознанию слова. Например, по картине «Медвежья семья» дети ведут поиск слов сходно звучащих, длинных, коротких, состоящих из двух – трёх частей, и одновременно с этим, составляют разнообразные предложения.
Задания, относящиеся к усвоению знаний детьми о составе предложения, на первый взгляд кажутся однотипными. Разнообразие и вариативность их зависит от сюжета картин, от степени подготовленности детей и от инициативы взрослого в составлении собственных заданий детям.