Елена Михайловна Иванова
Анализ работы вокального кружка техникума «Поющие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы вокального кружка «Поющие друзья»
в 2014-15 учебном году
Цели и задачи обучения в кружке :
Цели: 1. Раскрыть певческие и артистические способности воспитанников.
2. Приобщить обучающихся к вокальному жанру искусства
Задачи:
Образовательные:
– ознакомить со строением голосового аппарата, с постановкой голоса;
Публикация «Анализ работы вокального кружка техникума „Поющие друзья“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокальный кружок
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
– освоить выработку правильной дикции, певческого дыхания, голосоведения;
– помочь воспитанникам овладеть минимумом специальных музыкальных знаний, необходимых для занятий;
Педагогические:
– раскрыть творческую личность, развить эмоциональное мышление;
Воспитательные:
– сформировать гражданскую активность, воспитать толерантность, привить чувство патриотизма;
– воспитать культуру поведения в обществе.
В 2014-2015 учебном году вокальный кружок «Поющие друзья» продолжил свою творческую деятельность (создан в 1994 году). В сентябре был объявлен набор обучающихся, желающих освоить занятия по вокалу и раскрыть свои креативные способности, обучаясь в лицее. Их оказалось 11 человек 1 курса. На первых занятиях осуществилось знакомство с новыми участниками, с их увлечениями, вокальными данными, индивидуальными особенностями. Изучались личные дела, характеристики из школы. Проводилось собеседование с ними, с целью выявления уровня подготовки к занятиям в кружке. Определялись музыкальные способности учащихся. С учетом такого подробного анализа была построена творческая и образовательная работа вокального кружка. Она включала в себя не только знакомство ребят со специальными музыкальными терминами, но и с историей вокального жанра и концертно-творческую деятельность. Был разработан учебно-тематический план занятий, по которому проводится обучение в кружке. Удалось сохранить и прошлый состав вокалистов, кроме выпускников.
Для работы кружка было проведено распределение по голосам (певческим партиям) вновь прибывших, был выверен голосовой диапазон каждого, выяснялись музыкальные способности и индивидуальные возможности их реализации. Затем на последующих занятиях подбирался песенный репертуар для кружковцев, как рабочий, так и концертный (т. к. эта сторона деятельности коллектива – неотъемлемая часть всей работы, стимул для совершенствования воспитанников). После проведения организационных моментов был составлен основной состав коллектива, были выявлены учащиеся с проблемным поведением и неуспеваемостью в обучении.
С трудновоспитуемыми и учащимися из «зоны» риска велась определенная работа, оказывалось пристальное внимание и поддержка. Контролировались успеваемость и поведение посредством личных бесед и совместными действиями с руководителями групп.
На протяжении 1 полугодия проходили занятия кружка в соответствии с планом и образовательной программой, где от простого к сложному шло обучение вокальным и музыкальным навыкам, отрабатывалась четкая дикция и плавное голосоведение посредством специальных упражнений, рассматривались теоретические и практические вопросы о строении голосового аппарата, певческой системы, проговаривались элементарные музыкальные термины. Обучение проходило в форме тематических бесед с применением показа упражнений, закрепления на практике теоретических вопросов по освоению вокала, использовался показ презентаций. Например, в познавательной, доступной форме с показом слайд-шоу прошло учебное занятие о том, какие органы человека принимают участие во время пения и помогают правильному формированию звуковедения, чистоте интонирования (в мелодическом плане, что именно влияет на эластичность голосовых связок и как беречь этот нежнейший певческий «инструмент». Многие учащиеся были удивлены, насколько сложен механизм воспроизведения музыкального певческого звука, что это – целая отлаженная система, которой необходимо правильно управлять и совершенствовать её постоянными тренировками. На практических занятиях учащиеся познакомились и разучили вокальные упражнения, помогающие сформировать чистоту звуковедения, позволяющие добиваться единого мелодического и ритмического ансамбля, чёткости артикуляции.
Занятия кружка всегда начинаются с распевания, – что позволяет привести в рабочий режим всю певческую систему в комплексе, начиная от исходного положения певческой установки (прямая спина, втянутый живот, опущенные плечи, прямо поставленная голова и т. д.) и до действий во время правильного пения.
Важное место в обучении вокалу в кружке отводится вокально-хоровой работе.
На практических и теоретических занятиях она предполагает:
– ознакомление учащихся с навыками точного интонирования, выработка кантилены – основы правильного пения, овладение навыками певческими дыхания, работа над дикцией, выработка ощущения ритма и темпа, достижение мягкой атаки звука. На практике также – осуществляется полный разбор произведения, анализ текста, музыкального и ритмического рисунка. Раскрывается содержание песни, уточняются средства музыкальной и художественной выразительности, а затем осуществляется разучивание самой песни с отработкой отдельных трудоёмких фрагментов в интонационном и вокальном отношении и т. д.
Для расширения музыкального кругозора учащихся и воспитания их как слушателей (что немаловажно в дальнейшей жизни) в учебной деятельности уделяется определённое внимание прослушиванию музыкального материала различных вокальных жанров : народная песня, романс, фрагменты из классики, современные эстрадные композиции, например: р. н. п. «Коробейники», «Калинка», романсы: «Вечерний звон», «Хризантемы», «Отговорила роща золотая», «Жаворонок», «Напрасные слова», классика: «Времена года» Чайковского, «Ода радости» Шумана, «Адажио» Альбинони и т. д. Проводятся беседы о творчестве композиторов, об истории создания песен, о различных жанрах музыки и т. д.
За прошедший период воспитанники кружка, вновь пришедшие, овладели первичными навыками звуковедения – пение в унисон (одноголосье, хотя это не такой простой способ пения, как может показаться. Здесь важна отработка чистоты тембрового звучания, правильности ведения мелодической линии ( необходимо добиться звучания: как поёт один человек). В перспективе – введение приёма двухголосья в вокальном исполненительстве. Многие воспитанники, занимающиеся не первый год, достигли хороших результатов: у них развились все виды музыкального слуха, особенно звуковысотного, улучшилась музыкальная память и чувство ритма. В процессе учебной и концертной деятельности расширился певческий диапазон, обогатился тембр голоса, грамотно используется «цепное» дыхание, умело задействована эмоциональная сфера во время создания художественного образа в песне.
Из вокальной группы выделились самостоятельные солисты, участники, которые наиболее чувствуют себя уверенными на сцене, правильно используют приёмы вокала, выражают свои эмоции, создают художественный образ в исполняемом произведении. Здесь хочется отметить вокалистов : Антошину Викторию, Добровецкого Славу, Скандаленко Наталью, Лебедеву Ксению, Белобородову Ольгу, Спидченко Ксению, Сенько Кристину, Колесникову Викторию, Костенецкую Юлию, Висенгериеву Заиру, Трошину Ирину, Голышеву Елену, Савченко Елену, Матюхина Руслана, Полищука Марка.
На базе вокальной группы были также сформированы другие виды исполнительства: дуэты, трио, квартет, так как в этой форме пения воспитанники чувствуют себя уверенней на сцене, ощущают поддержку друг друга, учатся подстраиваться под голос партнера. В процессе работы и исполнительства у них вырабатывается чувство ответственности за себя и за товарища.
Одновременно с вокальным обучением осуществлялась концертно-творческая деятельность воспитанников вокального кружка «Поющие друзья». Во всех мероприятиях, проведенных в техникуме и за его пределами активно участвовали воспитанники вокального кружка. Таких мероприятий прошло – 21. Из них выездных – 7:
Состав вокального кружка
2014-2015 уч. г.
Всего: 27 уч-ся
Из них: 1 курс – 11 уч-ся
2 курс – 9 уч-ся
3 курс – 7 уч-ся
сирот – 13 уч-ся
трудновоспитуемые – 4 уч-ся
из «зоны» риска» – 2 уч-ся
Перечень мероприятий,
в которых принимали участие воспитанники кружка :
Сентябрь
1. Торжественная линейка в День Знаний
Октябрь
2. Праздничный концерт в День Учителя
3. Презентация творческих кружков и студий
Ноябрь
4. Концертная программа в международный День студента
5. Участие в городском концерте в День Матери в клубе п. Птичник
6. Тематическая программа «От всей души» в День Матери
Декабрь
7. Участие в новогоднем детском празднике в п. Заречье в роли Снегурочки и с концертными номерами
Январь
8. Участие в смотре х/с среди групп техникума
Февраль
9. Выездной концерт в п. Птичник в День всех влюбленных 14 февраля
10. Музыкально-литературный Салон «Ах, любовь, любовь!»
11. Участие в заключительном концерте смотра х/с
12. Участие в программе Дня открытых дверей для школьников города
13. Участие в открытии и закрытии Олимпиады профмастерства
Март
14. Участие кружковцев в конкурсном шоу «Мисс Весна -2015»
15. Участие в праздничной программе для педагогов ко Дню 8 марта
16. Участие в концерте для участников областного семинара педагогов и воспитателей.
Апрель
17. Участие в открытом мероприятии, посвященном Э. Казакевичу
18. Участие в областном фестивале х. с. и в Гала-концерте
19. Участие в отборочном туре фестиваля патриотической песни
Май
20. Участие в городском фестивале патриотической песни в ГДК
Июнь
21. Участие в концертной программе в День защиты детей на площади