Валентина Широбокова
Анализ работы педагога-психолога за 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы : психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности.
Задачи:
Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе.
Публикация «Анализ работы педагога-психолога за 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Формирование у учащихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.
Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии учащихся.
Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном самоопределении.
Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам.
Повышение психологической грамотности родителей, а также всех участников образовательного процесса
Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Оказание помощи в личностном развитии одаренным учащимся в условиях общеобразовательного учреждения.
Работа службы включала в себя следующие направления деятельности:
консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и организационно-методическое, в соответствии с планом работы ОУ.
Работа с педагогическим коллективом
-проведение индивидуальных консультаций;
-просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов, проведение психолого-педагогических практикумов, семинаров, тренингов)
Работа с родителями.
— индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам диагностик)
— работа по психолого-педагогическому просвещению (выступления на родительских собраниях).
Диагностическая работа
Включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, Диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, мотивация, агрессивность, памяти, внимания). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА, социально-психологическое тестирование склонности к вредным привычкам.
1) Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды:
-Диагностика и мониторинг адаптации к школе первоклассников). (1четверть).
-Диагностика учащихся 5,10 классов (адаптация к новым условиям обучения). (1четверть).
В рамках проведения групповой диагностики проводились следующие тестирования: 1-е классы: диагностика адаптационного процесса (в начале и конце учебного года). 2, 3-и классы: диагностика в динамике – показатели развития познавательной сферы, психодиагностическое наблюдение. 4-е классы: диагностика уровня тревожности (адаптационного потенциала, готовности к переходу в среднее звено обучения. 5-е классы: диагностика адаптации к среднему звену, мотивация, динамика умственного развития (сравнение с ранее полученными данными). 6-7-е классы: диагностика мотивационной сферы, уровня развития волевых процессов, а также динамики умственного развития. Изучение особенностей групп здоровья и формирование ЗОЖ на всех этапах обучения в ОУ.
Выявление группы риска (поведение, неуспеваемость, вредные привычки). 8 класс: диагностика межличностных отношений, направленности мотивации. Профориентация. Выявление группы риска (поведение, неуспеваемость, вредные привычки). 10 класс: выявление группы риска (неуспеваемость, вредные привычки). 9-11 классы: диагностика уровня тревожности в рамках профилактики предэкзаменационного стресса.
Результат адаптационного периода в 2017-2018 учебном году
В ходе анкетирования 5-го и 10-го классов было выявлено, что учащиеся испытывают определенные трудности в учебе при переходе в среднее звено, а именно трудности в освоении нового материала и самоорганизации на уроках, трудности в привыкании к новом условиям обучения и преподавательскому составу учителей данных классов. Указали на отсутствие трудностей в обучении 82 % учащихся в 5 классе и 91% — в 10 классе.
В 1 классе проявили достаточный уровень адаптации к обучению в школе 119 учащихся, что составляет 100%.
Уровень адаптации Количество учащихся Процентное соотношение
Высокий 69 чел. 58%
Средний 47 чел. 39%
Низкий 3 3%
Дезадаптация — —
Проблемы адаптации учащихся:
-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;
-перемена условий нахождения, появление новой социальной общности — «школа»;
-отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;
-низкая мотивация учебной деятельности;
— проявления гиперактивности у учащихся.
2) Определение уровня психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Общий уровень готовности к обучению в школе – высокий, которому соответствует достаточный уровень развития всех психических процессов, умения систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, наличие запаса сведений об окружающем мире и умение ими пользоваться,умение различать звуки в словах и элементарные математические навыки, готовность руки к письму, а также умение действовать по инструкции; сформированность самостоятельности дошкольника, проявление самоорганизации и саморегуляции. По результатам диагностического исследования можно сделать вывод, что у 97% дошкольников был выявлен оптимальный и достаточный уровень психологический готовности детей к школьному обучению.
Диагностика уровня тревожности учащихся 9, 11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА, определение готовности учащихся к сдаче экзаменов по результатам анкетирования учащихся.
В конце 3 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление готовности учащихся к сдаче экзаменов. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся 11-х классов более подготовлены к сдаче экзаменов, чем уч-ся 9-х классов. О чем свидетельствуют полученные данные:
№ п/п Критерии оценивания 9 класс 11 класс
1 Хорошо представляют, как проходит ЕГЭ 50% 100%
2 Полагают, что смогут правильно распределить время и силы во время ЕГЭ 40% 50%
3 Знают, как выбрать наилучший для себя способ выполнения заданий 40% 58%
4 Считают, что результаты ЕГЭ важны для их будущего 70% 100%
5 Волнуются, когда думают о предстоящем экзамене 90% 100%
6 Знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку 30% 75%
7 Думают, что у ЕГЭ есть свои преимущества 10% 25%
8 Считают, что могут сдать ЕГЭ на высокую оценку 0% 25%
9 Знают, как можно успокоиться в трудной ситуации 50% 67%
10 Понимают, какие качества могут им помочь при сдаче ЕГЭ 40% 58%
11 Думают, что смогут справиться с тревогой на экзамене 60% 75%
12 Достаточно много знают про ЕГЭ 30% 83%
13 Чувствуют, что сдать этот экзамен не по силам им 20% 33%
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании.
В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.
Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.
По запросам (как со стороны классных руководителей, так и администрации) проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемных классах.
Коррекционная и развивающая работа.
Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей иадминистрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении.
В 2017- 2018 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем:
Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Я познаю этот мир» — 9 занятий.
Развивающая программа «Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены» для 9 – 11 классов — 12 занятий.
Работа с учащимися повышенной школьной тревожности в 9 кл. – 17 занятия, в 11 классе — 17 занятия («Тренинг эмоциональной устойчивости», «Способы снятия нервно-психического напряжения»)
Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» по программе «Шаг навстречу к себе» — 8 занятий
Работа с учащимися 7-8 классов по программе «Тропинка к своему Я»
Работа с учащимися 9 классов по программе «Развитие профессионального самоопределения».
Индивидуальные беседы с детьми группы «риска».
Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей (работа с эмоциями) в индивидуальной форме.
Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности.
Развитие стратегий саморегуляции поведения. Проводились занятия с учащимися на формирование стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях.
Индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения, тревожности, проблем с адаптацией в новом классе.
Всего за 2017 -2018 учебный год проведено 136 групповых и 408 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Причем групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.
Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, проводились коррекционные занятия, при беседе обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации. В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Консультативная работа велась по двум направлениям:
— индивидуальное консультирование;
— групповое консультирование.
Категории обращающихся к психологу Количество индивидуальных приемов Количество групповых приемов
Учащиеся 120 3
Родители 157 4
Педагоги 80 7
Всего за год 357 14
За год проведено 389 индивидуальных консультаций. В 18% случаях за помощью обращались педагоги, 48%- родители, и 34 % — учащиеся.
Групповых консультаций за год было проведено — 14. Из них 50% -педагоги, 21% учащиеся, 29% — родители.
Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся велась с целью более эффективной работы при взаимодействии детей с взрослыми. Наибольшее количество консультаций проведено с учителями начальных классов по поводу взаимодействия с гиперактивными детьми в классе, а также по другим вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей.
Велись беседы с родителями детей «группы риска». Консультирование осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на родительских собраниях согласно плану работы, для учащихся – на классных часах. Ведутся журналы учета индивидуальных и групповых консультаций.
Темы групповых консультаций:
— «Особенности адаптации» — для родителей 1,5, 10 классов;
— «Аспекты нравственности учащихся» — для классных руководителей по результатам изучения воспитанности учащихся;
— «Гиперактивный ребенок в школе» — для родителей начальной школы;
— «Психологическая готовность ребенка к школе» — для родителей дошкольников;
— «Подготовка к экзаменам» — для учащихся 9, 11 классов;
- «Особенности подросткового возраста» - для учащихся 7-8 классов.
- «Моё здоровье».
Психологическое просвещение и профилактика
Данная работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.
В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования навыков саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения.
Групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.
В целях повышения психологической культуры участников образовательного процесса проведен цикл мероприятий:
Категория участников
Форма мероприятия
Тема мероприятия
Учащиеся
Психологическое занятие с элементами тренинга «Мир вокруг меня, как нужно жить в нем»
Классный час
«Давайте, жить дружно»
Психологические игры – 5- 8 кл.
«Вредные привычки», «Будьте здоровы», «Быть здоровым здорово», Жить на свете здорово.
Профилактический час в 1 кл «Я- школьник».
Профилактические занятия в 9,11 классах
Работа по программе «Шаг на встречу к себе»
Родители
Выступления на родительских собраниях
«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ»
«Психологическая готовность ребенка к школе»
«Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю»
«Ваш ребёнок пятиклассник»
Родителям о внимании и внимательности»
«Этот трудный подростковый возраст»
«Профориетация в школе»
«На пороге к школе» ДОУ
««Особенности адаптации к школе» 1 класс
«Психологические особенности десятиклассников»
«Причины детской агрессии» 1 класс.
Общешкольное родительское собрание
«Способы решения конфликтных ситуаций»
«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ»
«Психологическая готовность ребенка к школе»
«Легко ли быть отцом»
«Жестокое обращение, насилие в семье»
«Информационная безопасность»
«Мой будущий профиль».
Педагоги Семинары, консультации, тренинги «Профессиональное выгорание педагогов».
«Методы разрешения конфликтов»
«Этический кодекс педагога»
«Профилактические мероприятия с детьми в СОП»
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся средней школы и старшеклассников. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей. Основные темы классных часов, интерактивных бесед, мини-лекций: - Стратегии поведения в конфликте - Психология общения (также в сети Интернет) - Психологическая подготовка к экзаменам - Способы релаксации и саморегуляции - Мир труда и профессий. В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих занятиях. Данное направление деятельности можно считать очень эффективным.
2) Выступления на родительских собраниях.
Всего было проведено 53 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов, родителей ДОУ (общешкольные и классные родительские собрания). В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей ГПД по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является:
а) повышение психологической грамотности;
б) осознание педагогами и воспитателями ГПД своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;
б) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;
в) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей. В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т. к. педагоги и воспитатели ГПД смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
4) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.
5) Проводились советы профилактики правонарушений в подростковой среде с учащимися, стоящими на ВШУ и их родителями.
Организационно-методическая работа :
Были созданы и заведены на учащихся «группы риска» банк данных и психологические карт, а также на детей-инвалидов индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения. Все конфликтные ситуации, возникшие за время работы психолога, были успешно разрешены. Созданы индивидуальные карты дошкольников, где отражены все необходимые результаты обследования ребенка при поступлении в школу (планирование деятельности; анализ деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических конференциях и семинарах; посещение совещаний, методических объединений, знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики, подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов.)
Общие выводы:
Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. В дальнейшем следует накапливать информационный материал и адаптировать его для предоставления участникам образовательного процесса.
Организационно-методическая работа : Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ для детей с ОВЗ. Результатами методической работы за этот год стали : подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; разработка классных часов и интерактивных бесед для учащихся; разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; пополнение базы диагностических методик. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей : анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей, оформление документации педагога-психолога, посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. Продолжить деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.
Педагог-психолог : Широбокова В. М.