Лучший педагог года

Анализ работы педагога-психолога за 2017–2018 учебный год

Валентина Широбокова
Анализ работы педагога-психолога за 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Цель работы : психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности.

Задачи:

Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе.

Публикация «Анализ работы педагога-психолога за 2017–2018 учебный год» размещена в разделах

Формирование у учащихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.

Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии учащихся.

Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном самоопределении.

Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам.

Повышение психологической грамотности родителей, а также всех участников образовательного процесса

Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Оказание помощи в личностном развитии одаренным учащимся в условиях общеобразовательного учреждения.

Работа службы включала в себя следующие направления деятельности:

консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и организационно-методическое, в соответствии с планом работы ОУ.

Работа с педагогическим коллективом

-проведение индивидуальных консультаций;

-просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов, проведение психолого-педагогических практикумов, семинаров, тренингов)

Работа с родителями.

— индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам диагностик)

работа по психолого-педагогическому просвещению (выступления на родительских собраниях).

Диагностическая работа

Включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, Диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, мотивация, агрессивность, памяти, внимания). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА, социально-психологическое тестирование склонности к вредным привычкам.

1) Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды:

-Диагностика и мониторинг адаптации к школе первоклассников). (1четверть).

-Диагностика учащихся 5,10 классов (адаптация к новым условиям обучения). (1четверть).

В рамках проведения групповой диагностики проводились следующие тестирования: 1-е классы: диагностика адаптационного процесса (в начале и конце учебного года). 2, 3-и классы: диагностика в динамике – показатели развития познавательной сферы, психодиагностическое наблюдение. 4-е классы: диагностика уровня тревожности (адаптационного потенциала, готовности к переходу в среднее звено обучения. 5-е классы: диагностика адаптации к среднему звену, мотивация, динамика умственного развития (сравнение с ранее полученными данными). 6-7-е классы: диагностика мотивационной сферы, уровня развития волевых процессов, а также динамики умственного развития. Изучение особенностей групп здоровья и формирование ЗОЖ на всех этапах обучения в ОУ.

Выявление группы риска (поведение, неуспеваемость, вредные привычки). 8 класс: диагностика межличностных отношений, направленности мотивации. Профориентация. Выявление группы риска (поведение, неуспеваемость, вредные привычки). 10 класс: выявление группы риска (неуспеваемость, вредные привычки). 9-11 классы: диагностика уровня тревожности в рамках профилактики предэкзаменационного стресса.

Результат адаптационного периода в 2017-2018 учебном году

В ходе анкетирования 5-го и 10-го классов было выявлено, что учащиеся испытывают определенные трудности в учебе при переходе в среднее звено, а именно трудности в освоении нового материала и самоорганизации на уроках, трудности в привыкании к новом условиям обучения и преподавательскому составу учителей данных классов. Указали на отсутствие трудностей в обучении 82 % учащихся в 5 классе и 91% — в 10 классе.

В 1 классе проявили достаточный уровень адаптации к обучению в школе 119 учащихся, что составляет 100%.

Уровень адаптации Количество учащихся Процентное соотношение

Высокий 69 чел. 58%

Средний 47 чел. 39%

Низкий 3 3%

Дезадаптация — —

Проблемы адаптации учащихся:

-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;

-перемена условий нахождения, появление новой социальной общности — «школа»;

-отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;

-низкая мотивация учебной деятельности;

— проявления гиперактивности у учащихся.

2) Определение уровня психологической готовности дошкольника к обучению в школе

Общий уровень готовности к обучению в школе – высокий, которому соответствует достаточный уровень развития всех психических процессов, умения систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, наличие запаса сведений об окружающем мире и умение ими пользоваться,умение различать звуки в словах и элементарные математические навыки, готовность руки к письму, а также умение действовать по инструкции; сформированность самостоятельности дошкольника, проявление самоорганизации и саморегуляции. По результатам диагностического исследования можно сделать вывод, что у 97% дошкольников был выявлен оптимальный и достаточный уровень психологический готовности детей к школьному обучению.

Диагностика уровня тревожности учащихся 9, 11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА, определение готовности учащихся к сдаче экзаменов по результатам анкетирования учащихся.

В конце 3 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление готовности учащихся к сдаче экзаменов. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся 11-х классов более подготовлены к сдаче экзаменов, чем уч-ся 9-х классов. О чем свидетельствуют полученные данные:

№ п/п Критерии оценивания 9 класс 11 класс

1 Хорошо представляют, как проходит ЕГЭ 50% 100%

2 Полагают, что смогут правильно распределить время и силы во время ЕГЭ 40% 50%

3 Знают, как выбрать наилучший для себя способ выполнения заданий 40% 58%

4 Считают, что результаты ЕГЭ важны для их будущего 70% 100%

5 Волнуются, когда думают о предстоящем экзамене 90% 100%

6 Знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку 30% 75%

7 Думают, что у ЕГЭ есть свои преимущества 10% 25%

8 Считают, что могут сдать ЕГЭ на высокую оценку 0% 25%

9 Знают, как можно успокоиться в трудной ситуации 50% 67%

10 Понимают, какие качества могут им помочь при сдаче ЕГЭ 40% 58%

11 Думают, что смогут справиться с тревогой на экзамене 60% 75%

12 Достаточно много знают про ЕГЭ 30% 83%

13 Чувствуют, что сдать этот экзамен не по силам им 20% 33%

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании.

В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.

Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

По запросам (как со стороны классных руководителей, так и администрации) проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемных классах.

Коррекционная и развивающая работа.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей иадминистрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении.

В 2017- 2018 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем:

Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Я познаю этот мир» — 9 занятий.

Развивающая программа «Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены» для 9 – 11 классов — 12 занятий.

Работа с учащимися повышенной школьной тревожности в 9 кл. – 17 занятия, в 11 классе — 17 занятия («Тренинг эмоциональной устойчивости», «Способы снятия нервно-психического напряжения»)

Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» по программе «Шаг навстречу к себе» — 8 занятий

Работа с учащимися 7-8 классов по программе «Тропинка к своему Я»

Работа с учащимися 9 классов по программе «Развитие профессионального самоопределения».

Индивидуальные беседы с детьми группы «риска».

Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей (работа с эмоциями) в индивидуальной форме.

Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности.

Развитие стратегий саморегуляции поведения. Проводились занятия с учащимися на формирование стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях.

Индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения, тревожности, проблем с адаптацией в новом классе.

Всего за 2017 -2018 учебный год проведено 136 групповых и 408 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Причем групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.

Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, проводились коррекционные занятия, при беседе обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации. В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

Консультативная работа велась по двум направлениям:

— индивидуальное консультирование;

— групповое консультирование.

Категории обращающихся к психологу Количество индивидуальных приемов Количество групповых приемов

Учащиеся 120 3

Родители 157 4

Педагоги 80 7

Всего за год 357 14

За год проведено 389 индивидуальных консультаций. В 18% случаях за помощью обращались педагоги, 48%- родители, и 34 % — учащиеся.

Групповых консультаций за год было проведено — 14. Из них 50% -педагоги, 21% учащиеся, 29% — родители.

Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся велась с целью более эффективной работы при взаимодействии детей с взрослыми. Наибольшее количество консультаций проведено с учителями начальных классов по поводу взаимодействия с гиперактивными детьми в классе, а также по другим вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей.

Велись беседы с родителями детей «группы риска». Консультирование осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на родительских собраниях согласно плану работы, для учащихся – на классных часах. Ведутся журналы учета индивидуальных и групповых консультаций.

Темы групповых консультаций:

«Особенности адаптации» — для родителей 1,5, 10 классов;

«Аспекты нравственности учащихся» — для классных руководителей по результатам изучения воспитанности учащихся;

«Гиперактивный ребенок в школе» — для родителей начальной школы;

«Психологическая готовность ребенка к школе» — для родителей дошкольников;

«Подготовка к экзаменам» — для учащихся 9, 11 классов;

- «Особенности подросткового возраста» - для учащихся 7-8 классов.

- «Моё здоровье».

Психологическое просвещение и профилактика

Данная работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.

В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования навыков саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения.

Групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.

В целях повышения психологической культуры участников образовательного процесса проведен цикл мероприятий:

Категория участников

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Учащиеся

Психологическое занятие с элементами тренинга «Мир вокруг меня, как нужно жить в нем»

Классный час

«Давайте, жить дружно»

Психологические игры – 5- 8 кл.

«Вредные привычки», «Будьте здоровы», «Быть здоровым здорово», Жить на свете здорово.

Профилактический час в 1 кл «Я- школьник».

Профилактические занятия в 9,11 классах

Работа по программе «Шаг на встречу к себе»

Родители

Выступления на родительских собраниях

«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ»

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю»

«Ваш ребёнок пятиклассник»

Родителям о внимании и внимательности»

«Этот трудный подростковый возраст»

«Профориетация в школе»

«На пороге к школе» ДОУ

««Особенности адаптации к школе» 1 класс

«Психологические особенности десятиклассников»

«Причины детской агрессии» 1 класс.

Общешкольное родительское собрание

«Способы решения конфликтных ситуаций»

«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ»

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Легко ли быть отцом»

«Жестокое обращение, насилие в семье»

«Информационная безопасность»

«Мой будущий профиль».

Педагоги Семинары, консультации, тренинги «Профессиональное выгорание педагогов».

«Методы разрешения конфликтов»

«Этический кодекс педагога»

«Профилактические мероприятия с детьми в СОП»

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся средней школы и старшеклассников. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей. Основные темы классных часов, интерактивных бесед, мини-лекций: - Стратегии поведения в конфликте - Психология общения (также в сети Интернет) - Психологическая подготовка к экзаменам - Способы релаксации и саморегуляции - Мир труда и профессий. В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих занятиях. Данное направление деятельности можно считать очень эффективным.

2) Выступления на родительских собраниях.

Всего было проведено 53 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов, родителей ДОУ (общешкольные и классные родительские собрания). В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей ГПД по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является:

а) повышение психологической грамотности;

б) осознание педагогами и воспитателями ГПД своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;

б) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;

в) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей. В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т. к. педагоги и воспитатели ГПД смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

4) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

5) Проводились советы профилактики правонарушений в подростковой среде с учащимися, стоящими на ВШУ и их родителями.

Организационно-методическая работа :

Были созданы и заведены на учащихся «группы риска» банк данных и психологические карт, а также на детей-инвалидов индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения. Все конфликтные ситуации, возникшие за время работы психолога, были успешно разрешены. Созданы индивидуальные карты дошкольников, где отражены все необходимые результаты обследования ребенка при поступлении в школу (планирование деятельности; анализ деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических конференциях и семинарах; посещение совещаний, методических объединений, знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики, подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов.)

Общие выводы:

Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. В дальнейшем следует накапливать информационный материал и адаптировать его для предоставления участникам образовательного процесса.

Организационно-методическая работа : Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ для детей с ОВЗ. Результатами методической работы за этот год стали : подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; разработка классных часов и интерактивных бесед для учащихся; разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; пополнение базы диагностических методик. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей : анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей, оформление документации педагога-психолога, посещение конференций и семинаров в целях самообразования.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. Продолжить деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.

Педагог-психолог : Широбокова В. М.

Публикации по теме:

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2017–2018 учебный год Информационная справка об образовательном учреждении. Количество детей в МБДОУ – 103человек. Количество групп – 6. Информационная справка.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы по внутренней системе оценки качества образования за 2017–2018 учебный год Оценка образовательной деятельности ДОООписание основной образовательной деятельности СП, включая коррекционную работу. Организационно-правовые.

Анализ работы районного методического объединения воспитателей ДОУ за 2017–2018 учебный год Валентина Боровик руководитель - районного методического объединения для воспитателей ДОУ. Анализ работы районного методического объединения.

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков - 14, девочек - 12. С момента поступления.

Анализ работы воспитателей разновозрастной группы детей от 1 до 4 лет за 2017–2018 учебный год Средняя группа «Солнышко» является для нас веселой, любимой группой создающая благоприятные условия для естественного развития детей. Общая.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

Анализ работы за 2017–2018 учебный год Анализ работы за 2017 – 2018 учебный год. В течение года проводилась методическая работа по совершенствованию знаний педагогов о методике.

Рабочая программа педагога-психолога в контексте ФГОС на 2017–2018 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога в контексте ФГОС на 2017 - 2018 учебный год Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 Введение 4 1. Общие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы педагога-психолога за 2017–2018 учебный год
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 10:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ работы педагога-психолога за 2017–2018 учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Широбокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД