Татьяна Сергеевна
Анализ работы по модифицированной рабочей программе по направлению «Общая и прикладная экология»
▼ Скачать + Заказать документы
2013-2014 учебный год
Педагог дополнительного образования: Карпук Татьяна Сергеевна
1. Образовательный процесс:
1. Выполнение программы за данный период 216 часов
2. Программное обеспечение образовательного процесса:
• Название программы «КОЗЭШ»
• Тип программы МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
направление «ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Публикация «Анализ работы по модифицированной рабочей программе по направлению „Общая и прикладная экология“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Количество лет обучения по программе 1 ГОД
• Планируется ли работа над созданием новой программы? ДА
3. Характеристика обучающихся:
Социальный состав обучающихся:
Всего детей Многодетные семьи Неполное семьи Больные родители Дети-сироты Полные семьи Подопечные дети
13 1 4 нет нет 9 0
Возрастная характеристика детского коллектива :
Всего детей дошкольники 1-4 5-9 10-11
13 нет 4 6 3
Сохранность контингента:
Всего детей По годам обучения
13 01.09.2011 01.01.2012 2013 2014 5 и более
20 15 20 13 -
Поведение детей:
Проблемы дезадаптаци Девиантное поведение Агрессивное поведение Алкоголизм, наркомания Стоят на учете в КДН
- - - - -
Сведения о здоровье обучающихся:
Всего детей Практически здоровы Хронические заболевания Дети-инвалиды Обучаются в спец. школе иное
13 10 3 - - -
4. Результативность деятельности коллектива:
Количество обучающихся
Международные, всероссийские Краевые конкурсы,
фестивали Окружные конкурсы, фестивали Количество публикаций педагогов, обучающихся
лауреатов дипломатов лауреатов дипломатов сертификаты лауреатов дипломатов сертификаты
- - - 3 4 - 1 5 0
В 2013-2014 учебном году экологическое объединение «КОЗЭШ» посещало 13 человек, из них учащихся 4 класса – 4 человека, 5 класчеловека, 6 класса – 1человека, 10 класса – 2 человека, 8 класса – 4 человек,7 класса- 1 11 класса – 1 человек. Занятия проходили 3 раза в неделю по расписанию и авторской программе, утвержденным центром, вторник, четверг и пятница – 17.00 -19.00 ч.
На занятиях ребята знакомились с основами межпредметных связей, при этом рассматривали основные экологические законы и принципы. Ребята изучали природу окружающей местности, совершали экскурсии. По результатам работы писали проекты, организовывали выставки, участвовали в массовых мероприятиях школы, района и края. Большое внимание в работе объединения уделялось исследовательской работе учащихся.
Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры школьников.
Целью и планируемым результатом экологического образования и воспитания считает сформированность ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе и к своему здоровью.
Задачи экологического воспитания :
Образовательные задачи:
- научить понимать пользу и значение природы для хорошего
самочувствия и настроения
- научить основам экологических знаний
- совершенствовать речь, умение обмениваться эко-информацией, находить
объяснение - обоснования.
Воспитательные задачи:
- формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил
поведения в природе
- возбуждать желание охранять природу
- воспитывать умение сопереживать всему живому
- воспитывать экологическое мышление детей
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу
Развивающие задачи:
- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные
операции (сравнение, обобщение)
- развивать познавательные и творческие способности детей,
коммуникативное общение
Методы, используемые для реализации работы кружка :
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое
внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
О работе кружка известно в школе, в районе. Ребята принимали активное участие в различных районных и краевых конкурсах.
27.09.2013 участники школы МБОУ СОШ № 2 р. п. Переяславка представили кружковую деятельность нашего кружка по направлению экология, где ребята заняли третье место в районе
В октябре 2013 года наш кружок принял участие в районом конкурсе посвященный дню тигра:
В конце октября в начале ноября участники КОЗЭШ прошли обучение в осенней сессии «Юный эколог» в г. Хабаровск: Серов Семен и Полухин Вадим. Ребята показали себя с очень хорошей стороны, показали хорошие знания в области прикладной и общей экологии. Им было интересно узнать новую информацию. В этой сессии с ребятами были проведены экскурсии в ТОГУ на кафедру космоса, с. Бычиха заповедник, детский сад прикладного исскуства. А мы как руководители посетили центр «Косатка».
Провели экологическую акцию :«Наведем порядок на улицах городка».
Работа по экологическому образованию и формированию экологической культуры проводится в кружке «Экологический практикум» по следующим направлениям :
1. Экологический всеобуч «Хочу построить экологически чистый дом», «Основы микробиологии», «Интерьер жилого дома», «Лекарственные растения в народной медицине».
Учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде.
2. Внеклассная работа (развитие творческого потенциала, воспитание грамотного экологического поведения). Такая форма требует желания, самостоятельности, инициативы.
В октябре в рамках недели экологии (18 - 23 октября) ряд мероприятий:
- прошло внеклассное мероприятие «Осенний хеллоуин» для учащихся всех классов. Ребята подготовили различные конкурсы на осеннюю тему. Для учащихся 5 -7 классов прошел КВН «Эти удивительные животные». Каждый класс подготовил свою команду. Ребята отгадывали сказки о животных, определяли птиц по описанию, слушали записи голосов животных. Отсюда написание исследовательская работа на тему : «Картофельные чипсы-вред или польза нашему здоровью» (Серов Семен, «Чудеса в природе Хабаровского края» (Карпук Дима, Чернецкая Лиза и Лепехина Виктория) и т. д.
В ноябре – декабре прошли школьные и районные этапы олимпиад, поэтому работа в кружковой деятельности была на рабочих местах.
В ноябре участники КОЗЭШ были участники краевой акции по защите амурского тигра, где по итогу работы получили благодарственные письма (Янкович Екатерина, Карпук Дима, Лепехина Виктория, Чернецкая Виктория, Агаркова Юлия и Савченкова Дарья)
В декабре на занятиях творческого объединения была организована проектно-исследовательская работа учащихся Карпук Дмитрия (4 кл.) «Прорастание семян фасоли», Телешиной Анны и Карташовой Татьяны по теме «Проблемы экологии Переяславка 2», Полухин Вадим «Леворукость- болезнь или норма.
В январе месяце провели для учащихся 3-4 класса сценки о вреде курения. Дети были довольны тем, что смогли донести суть данной проблемы.
В феврале был краевой фотоконкурс «Необычное в природе», 4 участника КОЗЭШ Карпук Дмитрий, Савченкова Дарья, Агаркова Юлия и Сулименко Анастасия. Карпук Дмитрий занял третье место и получил диплом и ценный подарок, остальные получили сертификаты участников.
В март приняли участие в краевой научной конференции «ШАГ В БУДУЩЕЕ» следующие ученики: Серов Семен, с темой доклада «Леворукость- болезнь или норма» и Полухин Вадим «Чтобы школьник был здоров…». Ребята получили сертификаты. А дому творчеству вручили подписку на журнал ЭГБО на полугодие.
В апреле – участвовали в краевом экологическом конкурсе плакатов Карпук Дмитрий и Савченкова Дарья, работы детей должны были выложить на сайте КГБОУДОД ХКЦРТТДиЮ.
В конце апреля – мая в школе был проведен месячник экологии, в рамках которого прошли различные мероприятия.
23 апреля прошел экологический субботник, во время которого учащиеся школы привели в порядок не только территорию школы, но и близлежащие улицы поселка.
С 3 по 15 мая силами учащихся 1-6 класса провели экологическую акцию «Мы за чистоту поселка». Под руководством учителей и ребят подготовили плакаты и рисунки о чистоте природы. Учащиеся объединения разместили плакаты по территории поселка. Ребята очень надеются, что жители поселка откликнутся на призыв учащихся и приведут в надлежащий вид придомовые территории.
13 мая был проведено занятие посвященный Дню эколога. На классном часе ребята поговорили об экологии, еще многогранности. Члены творческого объединения познакомили ребят с итогами своей исследовательской работы. Учащиеся узнали об экологии питания. Тема ребят очень заинтересовала. Они задавали много вопросов и дискутировали на данную тему.
В конце мая прошло заключительное занятие, на котором был подведен итог работы объединения. Ребята защищали свои проекты и высказали свое мнение и получили задание на летний период.
В июле отправила ученика КОЗЭШ на участие в краевой полевой экологической школы «Юный эколог : Серова Семена. Где ученик проживал на тур-базе Сихоте – Алянь».
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Что изучает экология;
Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе;
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Озеленять территорию школы;
Выполнять исследовательские проекты.
На предстоящий учебный год поставленные следующие приоритетные задачи:
• развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
• накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
• установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
• воспитание любви к природе родного края
• формировать ценностные экологические ориентации учащихся;
• формировать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;
• воспитывать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение экологически разумного образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
• воспитывать у детей потребность постоянного общения с природой;
• развивать эмоционально-чувственную сферу детей по эстетическому восприятию и оценке ими природной среды;
• добиваться адекватности экологического сознания и поведения учащихся;
• развивать у детей потребность в постоянном саморазвитии, в частности и экологической культуры;
• формировать у учащихся индивидуально-личностные модели экологически грамотного поведения в окружающей среде.