Анжелла Шепенева
Анализ проведения тематического контроля «Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ
проведения тематического контроля
«Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий».
С 28.10.2019 года по 08.11.2019 года в МБДОУ детский сад № 1 проходил тематический контроль состояния работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий в условиях ДОУ.
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий.
Публикация «Анализ проведения тематического контроля „Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
В ходе тематического контроля были проведены следующие мероприятия:
• Тестирование детей старшего дошкольного возраста на проверку психологического комфорта в группе детского сада.
• Наблюдение деятельности детей в группе.
• Анализ профессионального мастерства воспитателя.
• Наблюдение деятельности воспитателя в группе.
• Смотр-конкурс «Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников».
• Проверка календарного плана воспитательно-образовательной работы.
• Анализ наглядной информации для родителей по данному вопросу.
• Анкетирование родителей.
В рамках тематического контроля было организовано наблюдение за деятельностью детей и педагогов в разных возрастных группах. Все педагоги продемонстрировали достаточный уровень подготовки и проведения деятельности с детьми. Все педагоги легко устанавливают контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, во время деятельности поощряют индивидуальную активность детей, эмоционально насыщают деятельность, осуществляют диффириенцированный подход. В ходе контроля с целью выявления ведущей роли педагогов и способов взаимодействия с детьми проводилось анкетирование «Профессиональная роль педагога». Анкетирование показало высокий уровень интереса к личности ребенка, ориентацию на его творческое развитие и сотворчество с ним, о желании вжиться в его внутренний мир независимо от того, нравится он или не нравится, о стремлении адаптировать учебный материал к воспитаннику всех педагогов ДОУ. Самые высокие показатели у педагогов ТТ, КК., ЯЯ. В целях актуализации знаний педагогов о цели, задачах и месте работы по эмоциональному развитию дошкольников в системе воспитательно-образовательной работы было проведено анкетирование воспитателей. Ответы педагогов показали, что в группах создана достаточная развивающая среда, педагоги верно осознают цели и задачи своей работы по данному направлению, знают игры, соответствующие возрастным возможностям детей группы, применяют в своей практике разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми, направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Согласно проведенному опросу, воспитатели затруднений в данной работе не испытывают.
В каждой возрастной группе имеется определённая развивающая среда, направленная на реализацию задач развития эмоциональной сферы дошкольников, созданная с учётом возрастного состава групп и индивидуальных особенностей воспитанников. В рамках тематического контроля был проведен смотр-конкурс «Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников». Во всех возрастных группах созданы или обновлены уголки настроения, изготовлены «Волшебные стулья», разнообразные коврики либо коробочки «Примирения», обновлены «Уголки уединения», изготовлены ширмы напольные и настольные. Развивающая среда возрастных групп пополнилась, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей состава групп, разнообразными дидактическими играми, альбомами, картинками и оборудованием для развития эмоциональной сферы дошкольников. В ходе смотра члены комиссии отметили отсутствие или недостаточное количество некоторых видов игрового оборудования, материалов, а именно:
• Игрушки-забавы – нет во второй младшей группе № 4 (воспитатели КК, ДД); недостаточное количество - во всех возрастных группах;
• Игровое пособие «Назови меня ласково» (с фотографиями воспитанников и сотрудников группы) – нет в подготовительной к школе группе № 1 (воспитатели ЧЧ, ДД.);
• Картотека «Мы такие разные» - нет в средней группе № 2 (воспитатели СС, ТТ).
Для анализа работы педагогов с родителями по данному направлению было проведено анкетирование родителей и анализ плана взаимодействия с родителями. Применяемая методика анкетирования позволила составить профиль работы педагогов, глазами родителей (представлен ниже).
Направления Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3 Группа № 4
Оценка
эффективности труда воспитателей по организации жизни детей в группе. 16
Высокий уровень 14
Высокий уровень 13
Высокий уровень 10
Средний уровень
Оценка стиля взаимоотношений воспитателя с детьми 16
Высокий уровень
Соответствует демократическому и мягко
авторитарному стилю отношений 14
Высокий уровень
Соответствует демократическому и мягко
авторитарному стилю отношений 18
Высокий уровень
Соответствует демократическому и мягко
авторитарному стилю отношений 18
Высокий уровень
Соответствует демократическому и мягко
авторитарному стилю отношений
Оценка работы воспитателя по вос-питанию у детей социальных качеств и навыков сотрудничества 18
Высокий уровень 15
Высокий уровень 17
Высокий уровень 15
Высокий уровень
Оценка
эффективности труда воспитателей по работе с родителями 16
Высокий уровень 20
Высокий уровень 17
Высокий уровень 22
Высокий уровень
Таким образом, оценка родителями труда воспитателей по данному направлению – высокая в группах №№ 1,2,3; выше среднего – в группе № 4. Анализ рабочих программ в части планирования взаимодействия с родителями воспитателей возрастных групп показал, что педагоги учреждения не предусмотрели проведение собраний или совместных мероприятий с родителями на тему эмоционального воспитания дошкольников; нет запланированных консультаций на данную тему.
В процессе тематического контроля была проведена оценка психологического комфорта в группе детского сада, использовалась проективная методика «Моя любимая группа» (автор Е. И. Русина). тестирование проводилось в кабинете психолога с детьми подготовительной к школе группы № 1 (16 человек) и старшей группы № 3 (18 человек). 9 рисунков (56%) детей подготовительной к школе группы и 5 (27%) рисунков детей старшей группы не содержат ничего, кроме здания, значит, ребёнок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляет себя с происходящими там событиями. Лишь 4 (25%) ребенка подготовительной к школе группы и 7 (38%) детей старшей группы изобразили на рисунках себя. Это значит, что, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми, ребенок чувствует себя личностью, чувствует интерес ко всему происходящему и участие со стороны взрослых. Всего лишь 1 ребенок подготовительной к школе группы и 5 (27%) детей старшей группы изобразили на рисунках воспитателей. Их появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Таким образом, проведенный тест показал недостаточный уровень психологической комфортности в подготовительной к школе группе.
Итак, состояние работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях ДОУ можно признать на удовлетворительном уровне.
Рекомендации:
• В развивающей среде :
1. Приобрести (изготовить) игрушки-забавы все возрастные группы;
2. Изготовить игровое пособие «Назови меня ласково» (с фотографиями воспитанников и сотрудников группы) –подготовительная к школе группа № 1 (воспитатели ЧЧ, ДД);
3. Изготовить картотеку «Мы такие разные» средняя группа № 2 (воспитатели СС, ТТ).
• Во взаимодействии с родителями:
1. Разработать и провести совместное мероприятие с родителями, направленное на презентацию игрового оборудования и пополнение педагогических знаний родителей по эмоциональному развитию дошкольников - воспитатели всех возрастных групп;
2. Изготовить буклеты, листовки для родителей по эмоциональному развитию дошкольников – педагог-психолог ШШ;
• Во взаимодействии с воспитанниками:
1. Продолжать активно использовать игры и упражнения на развитие эмоционального интеллекта дошкольников – воспитатели всех возрастных групп;
2. Разработать и провести цикл бесед, сюжетов для общения о ценности межличностных взаимоотношений между детьми, о сотрудничестве детей и взрослых в условиях детского сада – воспитатели подготовительной к школе группы № 1 (ЧЧ, ДД);
3. Провести повторную диагностику психологического комфорта с воспитанниками подготовительной к школе группы № 1 – педагог-психолог ШШ
Старший воспитатель