Татьяна Семенова
Анализ методик изучения и формирования словообразовательных компетенций дошкольника с ОНР третьего уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Рассмотрим методики о формировании словообразовательной компетенции.
Т. В. Туманова в методике «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи» выделила два раздела: ориентировочный и направленный на формирование осознанных навыков словообразовательных правил. [33]
Реализация задач ориентировочного раздела осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Сначала детей учат ориентироваться в структуре слов.
Публикация «Анализ методик изучения и формирования словообразовательных компетенций дошкольника с ОНР третьего уровня» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Используется метод парного противопоставления, для того чтобы обучить ребенка ориентироваться в морфемной структуре.
При подборе лексического материала и обучении дошкольников с общим недоразвитием речевых навыков:
1. Крайне важно выбирать слова, которые имеют существенную семантическую разницу, особенно при использовании уменьшительных суффиксов, чтобы избежать неуместного парного противостояния словесных ответов. Например, «камень» и «каменщик» имеют значительный смысловой контраст.
2. Кинестетически воспринимаемая разница. Выбор слов, в которых производные и исходные слова имеют заметные кинестетические различия, может помочь в обучении словообразованию. Это может помочь привлечь внимание ребенка к произношению и морфологическим различиям между вариантами слов.
3. Продуктивные словообразовательные переводы. Использование продуктивных словообразовательных переводов, таких как суффиксальные для существительных и включенных в них слов, а также префиксальные для глаголов, может способствовать более структурированному и эффективному подходу к обучению словообразования.
4. Выбор слов и четкие границы. Выбор слов должен быть обдуманным, и должны быть определены четкие границы, чтобы процесс обучения был целенаправленным и всесторонним для дошкольников.
5. Контекстная организация. При использовании парных слов одного корня размещение их в последовательной связи внутри предложения на основе принципа минимального расстояния может помочь в понимании словесных отношений и контекста.
Во втором разделе подчеркивается важность сознательного образования производных слов и постепенного осознания языковых тенденций. Развитие этого осознания играет решающую роль в развитии речевых навыков, особенно для детей с общим недоразвитием речевых навыков.
Задачами логопедической работы с детьми с речевыми и языковыми трудностями является развитие специфических навыков и умений, связанных со словообразованием и морфологическим сознанием. Вот желаемые результаты логопедической терапии:
1. Закрепление умения определять положение словообразовательного аффикса. Цель состоит в том, чтобы дети полностью поняли и определили положение словообразовательных аффиксов в словах. Это предполагает распознавание и анализ того, как аффиксы включаются в структуру слов.
2. Построение продуктивных демонстрационных моделей. Логопедия направлена на использование эффективных методов для создания демонстрационных моделей, которые эффективно иллюстрируют процесс словообразования. Эти модели должны предоставлять детям четкие и всеобъемлющие примеры для наблюдения и обучения.
В рамках логопедической работы дети в конечном итоге должны добиться следующего:
-Обобщение значения морфологических элементов: дети должны уметь понимать и обобщать значение морфологических элементов в словах. Это предполагает понимание функции и значения суффиксов, приставок и других словообразовательных элементов.
-Объединение морфологических элементов в словах. Дети должны развивать способность объединять морфологические элементы, такие как аффиксы, корни и основы, для формирования полных слов. Они должны понимать, как эти элементы взаимодействуют для создания значимого словарного запаса.
-Использование навыков контекстной речи. Важно отметить, что приобретенные навыки и умения, связанные со словообразованием и морфологической осведомленностью, должны применяться в спонтанной и контекстной речи детей. Цель состоит в том, чтобы беспрепятственно интегрировать эти языковые навыки в повседневное общение.
В целом, цель логопедической терапии состоит в том, чтобы дать детям знания и умения понимать, создавать и использовать морфологические элементы в устной и письменной речи, способствуя их общему языковому развитию и коммуникативным навыкам.
Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова в своем труде «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» говорят о этапах работы по словообразованию. [34]
Цели, направления логопедической работы, нацелены на развитие словообразования и морфологического сознания, в том числе образования существительных, глаголов и прилагательных. Этот процесс включает в себя систематическую разработку продуктивных моделей словообразования, адаптированных к различным этапам словообразования.
На первом этапе словообразования основное внимание уделяется разработке продуктивных словообразовательных моделей существительных, глаголов и прилагательных.
На втором этапе внимание уделяется разработке менее продуктивных словообразовательных моделей, дополняющих первичное образование:
Существительные: сюда входит образование уменьшительных существительных с дополнительными суффиксами, такими как -оньк-, -еньк-, -иньк-, -ишк-, а также образование предметов первой необходимости и сущностей с помощью определенных суффиксов.
Глаголы: вводятся различные приставки, в том числе в- вы-, на- вы- и глаголы пространственного значения с приставкой при-.
На третьем этапе проводится работа по уточнению значений и устранению непродуктивных словообразовательных моделей, при этом акцент делается на следующее:
Существительные: Образование названий профессий.
Глаголы: Знакомство с глаголами пространственного значения с определенными приставками.
Подход к словообразованию и морфологической осведомленности направлен на содействие систематическому развитию языковых навыков, особенно в контексте логопедической помощи детям с речевыми и языковыми трудностями.
Структурированный подход к работе со словообразовательными аффиксами в развитии речи и обучении. Этот процесс включает в себя несколько этапов, которые помогут детям понять и эффективно использовать словообразовательные аффиксы :
1. Сравнение слов. Процесс начинается со случайного сравнения слов, имеющих один и тот же словообразовательный аффикс (префикс или суффикс, одинаковое звучание и сходное значение.
2. Определение общего значения: детям предлагается определить общее значение, придаваемое конкретным аффиксом.
3. Выявление сходства. Затем фокус смещается на идентификацию слов со схожими звуковыми моделями (общими морфемами) внутри данной группы.
4. Самостоятельное словообразование : учащимся предлагается самостоятельно составлять слова, используя аффикс. Метод сравнения используется путем сравнения набора слов с одним и тем же аффиксом для выявления сходства в звучании и последовательности. Дополнительно сравниваются мотивирующие и производные слова для определения сходства и различия.
Этот подход обеспечивает комплексную основу для обучения и углубления понимания словообразовательных аффиксов, помогая эффективно развивать у детей морфологические и словообразовательные навыки. Систематически направляя их через структурированный процесс, преподаватели могут помочь учащимся в развитии более глубокого понимания словообразования и взаимосвязей между словами и их аффиксами.
Описанный подход подчеркивает важность активных и совместных методов обучения детей младшего возраста словообразования, особенно с помощью суффиксов и префиксов. Цель состоит в том, чтобы вовлечь детей в деятельность, которая способствует пониманию, а не простому запоминанию, способствуя пониманию того, как образуются слова и как их эффективно использовать.
Данная методика соответствует этапу развития детей младшего возраста и включает в себя следующие мероприятия:
1) Изучение суффиксов для обозначения детенышей животных: использование определенных суффиксов, таких как «-онок» и «-ёнок», для формирования названий детенышей животных. Такой подход помогает детям различать, что маленькую кошку называют котенком, маленькую мышку – мышонком и так далее.
2) Использование суффиксов для наименования посуды. Используя суффиксы для названия посуды, детям предлагается различать и понимать взаимосвязь между предметами и их названиями. Этот подход можно проводить в игровой форме, что сделает обучение более увлекательным и приятным для маленьких детей.
3) Обучение образованию глаголов посредством обучающих игр. Дети знакомятся с различными методами образования глаголов посредством обучающих игр. Такие занятия, как «Что делают на встроенных приборах?», «Кто что делает?» и «Добавь слово» используются, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интерактивным. Кроме того, для закрепления понимания образования глаголов используются драматические игры с использованием игрушек и ролевых игр.
Интегрируя игру, рассказывание историй и интерактивный опыт в процесс обучения, дети получают возможность активно участвовать в развитии своего языка, способствуя более глубокому пониманию образования и использования слов. Этот подход соответствует потребностям и возможностям развития маленьких детей, обеспечивая увлекательный и эффективный способ обучения языковым навыкам в начальные дошкольные годы.
В средних группах детей занимаются различными заданиями, направленными на формирование словообразовательных компетенций.
В старшем дошкольном возрасте задачи заключаются в закреплении ранее полученных навыков. Дети образуют названия детенышей животных и птиц с помощью суффиксов. Кроме того, закрепление названий детенышей проводится с помощью рассмотрения картин.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся образовывать названия профессий от разных частей речи, вычленять части слова и оперировать ими. Дети также учатся находить однокоренные слова. Обучение умению образования степеней сравнения прилагательных также проводится в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, методики по формированию словообразовательных компетенций находятся в наличии и включают различные задания, которые требуют адаптации к конкретным условиям и включения интерактивных заданий на тактильное, визуальное и слуховое восприятие и память.