Галина Кривенко
Конспект программы наставничества для работы с молодыми педагогами в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Паспорт программы…. 3
2. Пояснительная записка…. 4
3. Содержание программы…. 5
3.1. Система работы с молодыми педагогами… 5
3.2. Этапы реализации программы…. 6
3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым
педагогом… 12
3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом. 15
Приложение
1. Форма индивидуального плана профессионального становления молодого педагога…. 16
Приложение 2. Показатели системы оценки профессиональной
деятельности молодого педагога…. 20
Приложение 3. Анкета для педагога наставника для анализа
промежуточных результатов работы… 21
Приложение 4. Анкеты для молодого педагога…. 22
Приложение 5. Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога. 23
Приложение 6. Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества за год…. 28
1. Паспорт программы
Название программы Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад №20» ИМОСК
Автор Кривенко Галина Викторовна старший воспитатель (наставник)
Организация
исполнитель МБДОУ «Детский сад №20» ИМОСК
Целевая аудитория Воспитатели со стажем работы по должности менее трех лет
Срок реализации 3 года
(сентябрь 2025г. – август 2027г.)
Этапы реализации 1 этап – диагностический
2 этап – практический
3 этап – аналитический
Цель Оказание помощи молодым педагогам в повышении
квалификации, уровня профессионального мастерства и адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи 1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
Основные направления 1. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно – образовательного процесса.
2. Формирование навыка ведения педагогической
документации.
3. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в организации воспитательно- образовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции в разных областях.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы
наставничества.
Условия эффективности 1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
4. Анализ результатов работы.
5. 5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Ожидаемые результаты 1 Ориентация педагогов на ценности саморазвития.
2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
3. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
4. Рост профессиональной и методической
компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
2. Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодыми педагогами – воспитателями, имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагогов наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
3. Содержание программы
3.1. Система работы с молодыми педагогами
Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его профессиональной деятельности.
При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:
Субъекты взаимодействия Содержание взаимодействия
Старший воспитатель – наставник -
молодой педагог 1. Создание условий для адаптации педагога на работе.
2. Ознакомление с нормативными и локальными актами.
3. Обеспечение необходимыми методическими
материалами, литературой.
Молодой педагог – воспитанники –
родители (законные представители) 1. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса у детей и родителей (законных представителей).
Молодой педагог –
коллеги 1. Оказание поддержки со стороны коллег.
3.2. Этапы реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 3 года. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:
1 этап. Диагностический
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
1) воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие Воспитатели с Воспитатели со слабо
недостаточную достаточной развитой мотивацией
теоретическую и теоретической труда
практическую подготовку подготовкой, но не
имеющие опыта
практической работы
Содержание и цели работы
Усвоение теоретического Овладение навыками Повышение интереса и
материала, формирование практической работы с положительного
навыков практической педагогами, родителями. отношения к
работы. педагогической
деятельности, помощь в осознании своей профессиональной значимости, степени ответственности за воспитание и обучение
детей.
Формы работы
Консультации
Семинары-практикумы Беседы
Изучение методической литературы Взаимопосещения занятий
Коллективные просмотры педагогических процессов
Анализ педагогических ситуаций Дискуссии
Круглые столы Деловые игры
Убеждения, поощрения беседы
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап. Практический.
Задача этапа: реализация основных положений программы.
Содержание этапа:
Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
Взаимоподдержка и взаимопомощь;
Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Аналитический
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
Динамика профессионального роста молодого педагога;
Рейтинг молодого педагога среди коллег;
Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
Подведение итогов, выводы.
3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом
Для того – чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами
«Альтернатива» Уровень образовательной организации РМО
1. Курсы повышения квалификации.
2. Сетевые методические объединения.
3. Муниципальные семинары, 1. Диалог, беседа. 2. Индивидуальная, групповая консультация.
3. Самоанализ собственной
деятельности. 1. Аттестация Конкурсы
профессионального мастерства.
конференции. 4. Вебинары.
6. Общение, обмен опытом в профессиональных интернет-сообществах. 4. Практикумы. 5. Анкетирование, опрос.
6. Мастер-класс педагога наставника.
7. Взаимопосещения, открытые просмотры.
8. Анализ педагогических ситуаций.
9. Деловая игра. 10. Круглый стол. 11. Конкурс профессионального
мастерства.
3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом
№ п/п
Мероприятие
Деятельность наставника Ожидаемый результат
1 год
1. Выявление Подбор, разработка Индивидуальный план
профессиональных диагностических материалов. профессионального
проблем и Осуществление становления молодого
образовательных диагностических процедур. педагога (далее – ИП)
запросов молодого
Педагога.
2. Изучение Деятельность по изучению Компетентность
нормативно-правовой нормативных актов, молодого педагога
базы. локальных актов. относительно
Ведение Составление рабочей современных
педагогической программы. требованиях к
документации. Обучение правилам ведения дошкольному
документации. образованию и
педагогу дошкольного образования, в ведении
документации.
3. Обеспечение каналов многосторонней
связи с молодым педагогом. Создание на личном сайте наставника страницы для молодого педагога;
организация общения
посредством каналов электронной связи. Возможность постоянного взаимодействия общения.
и
4. Проектирование анализ организованно
образовательной деятельности. и Открытые занятия
наставника, других педагогов, их анализ.
Практикумы по планированию каждого этапа организованно образовательной деятельности.
Разработка инструментария
для самостоятельного проектирования занятия. Компетентность молодого педагога проектировании
анализе занятия.
в и
5. Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Знакомство с правилами проведения педагогической диагностики, с
диагностическим
инструментарием, способами фиксирования данных, с методами анализа и обобщения полученных
данных. Журнал мониторинга, индивидуальные образовательные
маршруты.
6. Организация развивающей предметно- пространственной
среды (РППС)
в Анализ РППС в группе в соответствии с требованиями ФГОС. РППС,
соответствующая ФГОС ДО (ФОП ДО)