Татьяна Вилкова
Порядок анализа игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ игровой деятельности (для воспитателей)
Основные направления анализа :
• Беседа с воспитателем
• Определение места игры в педагогическом процессе
• Наблюдение за игровой деятельностью детей
• Беседа с детьми
• Изучение и анализ документации группы
• Работа с родителями по данному вопросу.
Беседа с воспитателем
Какие виды игр преобладают в группе? Какие сюжеты чаще всего разыгрывают дети в процессе самостоятельной деятельности?
Какие сюжеты предлагались воспитателями группы в течении года?
Публикация «Порядок анализа игровой деятельности» размещена в разделах
В какой форме предлагались сюжеты (предложение игровых атрибутов, рассказ воспитателя о том, как надо играть в ту или иную игру, совместные игры с детьми?
Какие группировки преобладают во время игр (2-3 или более детей?
Есть ли дети, которые всегда играют одни? Дать им характеристику.
Какие методы были использованы для привлечения этих детей в совместные игры?
Сколько детей в группе, которые являются инициаторами, организаторами совместных игр? дать им характеристику.
Есть ли в группе дети, которые бывают невежливы в отношениях со сверстниками в играх, не всегда умеют выбирать игру, выходят из нее, нарушают правила? Дать им характеристику.
Какая работа проводилась с родителями по воспитанию детей в игре?
Определение места игры в педагогическом процессе
• В какие игры дети играют утром (до завтрака? Их продолжительность. Характер игр детей после завтрака (до занятий, направление игр, которые задает воспитатель, соответствие их характеру и содержанию предстоящих занятий.
• Какие игры организует воспитатель между занятиями?
• Обеспечивают ли они отдых детей перед предстоящим занятием?
• Виды игр на прогулке. Тематика игр. В какие подвижные игры играли дети самостоятельно? Какие подвижные игры организовывал воспитатель? Учитываются ли при выборе подвижных игр условия участка, состояние погоды, интересы детей, их возраст и предшествующие занятия? В какие строительные игры играли дети? Сколько детей принимало в них участие? Темы построек, связь строительных игр с сюжетно-ролевыми. Какие дидактические игры имели место на участке? Сколько детей участвовало? Были ли дидактические игры?
• Виды игр в группе и на участке во второй половине дня. Количество участвующих. Кто является их организатором? Продолжительность игры.
Наблюдение за игровой деятельностью
Наличие игрового материала, атрибутов для игр. их соответствие возрастным особенностям детей.
Педагогическая целесообразность размещения игрового материала.
Оснащение игр на прогулке в соответствии с сезоном и возрастом детей. Хранение игрового материала.
Группа Деятельность детей Деятельность воспитателя
1 мл. гр. Умеют ли дети найти себе занятие, игру без помощи взрослого. Характер игр (одиночные, игры рядом). Взаимоотношения детей: делятся ли игрушками, ведут себя агрессивно. Умеют ли дети обращаться с игрушками, убирают ли их после игры на место? Организация игровой обстановки. Предлагает ли сюжеты детских игр, какие и в какой форме? Как помогает развернуть и продолжить начатую игру? Играет ли вместе с детьми? Какую роль выполняет? Отношения между воспитателем и детьми. Методы и приемы в формировании правильных взаимоотношений.
2 мл. гр. Самостоятельны ли дети в выборе игрушек, партнера? Умеют ли спокойно и сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей. Как часто дети обращаются к воспитателю и по какому поводу? Организация игровой обстановки. Методы и приемы, используемые для формирования игровой деятельности детей. Изучает ли воспитатель поведение детей, как формирует правильные взаимоотношения.
Сред. гр. Сюжеты детских игр. Содержание игр. В какие игры играют самостоятельно? Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли дети выбрать тему игры, организовывать обстановку для игры, сговариваться). Играли ли совместно? На чем основано их объединение в совместных играх? Характер общения. Есть ли неиграющие дети? Причины. В чем заключалась деятельность по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами (совет, составление плана-сюжета). Как управляет детскими взаимоотношениями. Приемы включения в игру робких детей.
Стар. гр.
Подг. гр. Количество играющих групп. Чья инициатива возникновения игр? тематика и содержание игр. Устойчивость игровых группировок, их взаимодействие. Что объединяет детей в группах (интерес к игрушке, деятельности, личные симпатии? Есть ли одиночные игры? Их вид, тема и содержание. Уровень самостоятельности. Есть ли конфликты, по какому поводу. Как разрешаются конфликты (вводятся новые правила, жребий, очередность, дерутся, жалуются). Принимает ли участие? Необходимость этого участия. Характер руководства. Учитывает ли индивидуальные качества детей.
Планирование игры
Какие игры планируются вне занятий?
Соответствуют ли виды игр и их содержание рекомендациям программы?
В какое время планируются игры?
Как часто в течение недели планируется каждый вид игры?
Какие игры не нашли своего отражения в плане работы?
Система и последовательность в планировании?
Есть ли связь игры с другими видами деятельности?
Как воспитатель планирует свое руководство детьми в процессе их игровой деятельности?
Раскрываются ли в плане приемы руководства детским коллективом, отдельными детьми? На что они направлены?