Татьяна Бикулова
Аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
по работе за 2015-216 учебный год
Педагог-психолог : Бикулова Т. В.
Основные задачи:
1. Создание условий для проведения коррекционных и развивающих занятий с детьми и консультативной работы с родителями и педагогами;
2. Строить свою работу на основе приоритетных направлений ДОУ;
Публикация «Аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
3. Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;
4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье;
5. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
6. Внедрение в практику ДОУ достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
7. Планировать включение детей в группы для коррекционно-развивающих занятий на основе запросов родителей, педагогов, администрации с заключением «Согласий» с родителями;
8. Организовать работу по проведению групповых профилактических занятий по развитию эмоционального мира дошкольников и по психологической готовности к школе;
9. Организовать кружковую работу для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики в технике квилинг «Завиток»;
10. Проводить работу в сотрудничестве с воспитателями, специалистами, родителями, администрацией ДОУ;
11. Отражать результаты своей работы в аналитическом отчёте на итоговом педсовете.
Основные направления работы за проистё кший период:
Психодиагностическая работа
• Диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ;
• Диагностика на определение уровня развития основных психических процессов в младших, средней и старшей группах;
• Диагностика на определение уровня психологической готовности к школьному обучению;
• Индивидуальные диагностики по запросам родителей и педагогов.
2. Психопрофилактическая (консультативная) работа
• Работа по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Способствующего улучшению форм общения между педагогами, педагогами и родителями, педагогами и детьми;
• Консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
• Психологическое просвещение родителей по вопросам возрастной психологии, семейного воспитания.
3. Организационно-методическая деятельность
• Обработка результатов диагностик;
• Подготовка диагностического, консультативного материала, рабочей документации;
• Изготовление дидактических пособий и игр для занятий;
• Оформление рабочих зон кабинета.
4. Развивающая и коррекционная работа
• Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в познавательном развитии и психоэмоциональной сфере по итогам диагностик, наблюдений, запросам родителей, педагогов, администрации;
• Формирование у детей социально-нравственного поведения, учебной мотивации;
• Развитие основных психических процессов (внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, речи, мелкой моторики) .
5. Просветительская работа
• Повышение психологической культуры педагогов, родителей путём проведения групповых и индивидуальных консультаций, тренинговых занятий, участием в педагогических совещаниях.
В течении учебного года выполнялись виды работ в соответствии с годовым планом и журналом учёта.
Анализ диагностической и коррекционной работы
В подготовительной группе «Бережок» была дважды проведена диагностика на определение уровня психологической готовности к школьному обучению (в начале и конце учебного года)
Результаты представим в таблицах:
Уровень психологической готовности к школе
Сроки проведения высокий Выше среднего средний Ниже среднего низкий
На начало года 15% 32% 35% 11% 7%
На конец года 25% 39,5% 35,5% - -
В конце учебного года было обследовано 28 детей подготовительной к школе группы. Из них 18 детей готовы к школьному обучению на достаточно хорошем и высоком уровне. Это дети со сформировавшимися в соответствии с возрастом психическими процессами: произвольным вниманием, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, зрительным и слуховым восприятием и памятью, мелкой и общей моторикой, воображением, общим кругозором, учебной мотивацией.
Средний уровень: Десять (10) детей имеют некоторые проблемы в сформированности процессов школьной зрелости и соответственно психологически их можно отнести к условно готовыми к школьному обучению, что составляет 35,5%. Родителям рекомендовать в летний период дополнительные занятия по развитию у детей основных психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики). Родителям Герасимова Артёма рекомендовать дополнительные занятия по развитию мышления, воображения, памяти, мелкой моторики, развитию адекватности в самооценки, развитию самостоятельности, умению внимательно выслушивать инструкцию взрослого и доводить начатое до конца, т. к. у ребёнка ослабленное внимание, быстрая утомляемость, расторможенность, слабо сформированы навыки социального поведения, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Анализируя работу детей в процессе выполнения тестовых заданий, активности детей на общих развивающих психологических занятиях, можно отметить хорошую, добросовестную работу педагогов с детьми по развитию у детей познавательной активности, общей осведомлённости, мелкой моторики, умению анализировать и делать выводы, сфомированности коммуникативных навыков, самостоятельности, учебной мотивации.
В младших группах «Радуга», «Капельки» и в средней группе «Лучики», на конец года были определены уровни развития психических процессов по возрасту.
Уровни высокий Выше среднего средний Ниже среднего низкий
«Радуга» 5% 35% 40% 15% 5%
«Капельки» 17% 39% 44% - -
«Лучики» 12% 66% 28% - 4%
В старшей группе «Полянка» проводилась групповая диагностика по определению уровня развития психических процессов в начале и конце учебного года
Данные диагностики уровня развития психических процессов представим в сравнении:
Сроки проведения высокий Выше среднего средний Ниже среднего низкий
На начало года 12% 32% 40% 12% 4%
На конец года 25% 37% 33% 5% -
Проводилась диагностика на определение уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ в начале и в конце учебного года. Результаты представим в таблице в сравнении:
Сроки проведения Лёгкая средняя Усложнённая Дезадаптация
На начало года 64% - 36% -
На конец года 55% 20% 25% -
Таким образом на конец года можно подвести общий итог уровней развития детей по детскому саду:
Сроки проведения высокий Выше среднего средний Ниже среднего низкий
На конец года 23% 39% 33% 4% 1%
Детей с высоким уровнем развития большее количество в подготовительной (6 детей) и в старшей (6 детей) группах. В средней группе «Лучики» и в младшей группе «Капельки» по 3 ребёнка с высоким уровнем развития. В младшей группе «Радуга» - 1 ребёнок с высоким уровнем развития. С лёгкой степенью адаптации -11 детей в группе раннего возраста «Росинки».
Четверо детей имеют уровень развития ниже среднего.
52 ребёнка имеют уровень развития выше среднего («хороший»).
45 детей имеют средний уровень развития.
Среди воспитателей хочется отметить хорошую качественную работу с детьми Сератила Альбины Виссарионовны, Кудрявцевцевой Елены Леонидовны, Пугачёвой Алёны Олеговны Яковлевой Натальи Александровны, Петровой Ольги Яковлевны, Кольцовой Инессы Евгеньевны. В детском саду на высоком профессиональном уровне построена работа музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. Насыщенный план работы предлагается методической службой ДОУ. В намеченных мероприятиях может поучаствовать каждый работник. Методической службой проводятся консультативная помощь и рекомендации для педагогов ДОУ.
Уровни развития психических процессов детей в коррекционно-развивающей группе: (на начало и конец года)
Сроки проведения высокий Выше среднего средний Ниже среднего низкий
На начало года - 4% 72% 20% 4%
На конец года - 32% 60% 4% 4%
В начале года был сформирован список детей для корреционно-развивающей работы по запросам педагогов, администрации и родителей детей, заключены «Соглашения» между родителями и психологической службой ДОУ на оказание коррекционно-развивающей помощи ребёнку по обозначенной проблеме. Всего детей, включённых в индивидуальную и подгрупповую формы работы составило 25. В течении года обратились с запросами на проведение коррекционно-развивающей работы с детьми обратилось ещё 14 родителей. На занятиях используются различные методы и приёмы, такие как: ритуалы приветствия и прощания, беседы и инсценировки-проигрывания проблемных ситуаций с кукольными героями и собственно-ролевыми, игры на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, пальчиковые игры, дыхательные гимнастики, рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, речевые гимнастики, проговаривание стихотворений, потешек, скороговорок, пение песенок, психогимнастические этюды, релакс-упражнения под музыку, подборка упражнений на развитие мыслительных процессов. Дети с более лёгкими нарушениями хорошо включаются в работу на занятии и результативность соответственно лучшая. С детьми, имеющими сложные нарушения работать на результат важно в сотрудничестве с другими специалистами с отслеживанием динамики развития на медико-педагогическом консилиуме ДОУ и разработкой рекомендаций.
В детском саду хорошо было бы иметь комнату или уголок психологической разгрузки для детей и сотрудников.
Также в течении года проводились занятия по развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка в группе «Бережок», «Полянка» и «Лучики». На данных занятиях дети изучают разные эмоции, настроения, учатся сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, умению находить выход в трудной или спорной ситуации, умению общаться со сверстниками и взрослыми, контролировать своё поведение в обществе людей. Был организована кружковая работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму с детьми подготовительной группы, которые по результатам диагностики показали не очень хороший результат. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределять элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумывать композиционное решение изображения.
У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.
В процессе коллективных занятий у детей сформированы простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и др.
Таким образом. Техника квилинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.
Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное внимание на личностное развитие. Работа в технике квилинга способствовала формированию у моих детей таких качеств личности как настойчивость, умение доводить начатое до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаз (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе, поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
При составлении программ занятий с детьми учитывались все сферы развития: моторная (развитие мелкой моторики и общей координации движений, коммуникативная (развитие навыков социального поведения и общения со сверстниками и взрослыми, навыков деятельности (выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом, личностная (отражать в речи свои суждения, эмоции, побуждения, интересы, познавательно речевая (развития умений логически рассуждать, объяснять, описывать, доказывать, делать выводы, обобщать сказанное, объяснять значение понятий).
Проводится консультативная работа с педагогами и родителями с подготовкой материала с играми и упражнениями. За консультативной помощью обращались педагоги и родители детей разных возрастных групп.
В начале своей работы был подготовлен диагностический материал, рабочая документация, «Соглашения» для родителей.
К занятиям изготовлялись дидактические пособия, находился познавательный тематический материал в интернете, распечатывался материал с игровыми развивающими заданиями на каждого ребёнка. Были оформлены стены тематическими стендами, яркой раскраской по сказочной тематике. Администрацией ДОУ были приобретены разноцветные шторы для кабинета.
В начале года были организованы выступления на родительских собраниях в пяти возрастных группах «Стили отношения в семье», «Упрямый ребёнок», «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». В конце года на общем родительском собрании было рассказано родителям об инклюзивном дошкольном образовании. На собрании в подготовительной группе родителям были даны рекомендации по подготовке детей к школе (особенно тем, дети которых имеют некоторые проблемы в развитии основных психических процессов).
В феврале на педагогическом совещании для педагогов была дана консультация «Дети с особенностями в развитии».
В качестве героя принимала участие в Масленице, Дне смеха.
В марте участвовала в районном методическом объединении «Психолого-педагическое сопровождение в ДОУ» с выступлением: «Использование психогимнастики в работе педагога-психолога как метода практической психокоррекции»;
Также в марте была произведена работа в сотрудничестве с центральной ПМПК по определению заключений и рекомендаций для родителей и педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
В апреле прошла курсы повышения квалификации в «Марийском институте образования» по теме: «Организация коррекционной работы в условии реализации ФГОС ДО»
Так же в апреле был выезд на районный семинар в г. Звенигово в детский сад «Ракета» по теме: «Реализация принципа индивидуализации в ДОУ в соответствии с ФГОС».
На следующий учебный год планирую :
• Разработать адаптированные программы для детей с ОВЗ;
• Совместно с администрацией ДОУ организовать работу ПМПк на базе МДОУ д/с «Родничок»
• Пополнить кабинет развивающими играми и игрушками, привлекая к этому родителей;
• Открыть свою страницу на сайте ДОУ;
• Дальнейшее оформление кабинета по зонам;
• Организовать родительский клуб с актуальными тематиками;
Статистическая справка
Общее количество детей
135
2-3 года 3-4 года 5-7 лет
20 38 77
Количество групповых обследований 2 2 4
Количество индивидуальных обследований 1 19 57
Количество групповых занятий - - 48
Количество индивидуальных занятий - 58 232
Количество групповых консультаций (выступления на родительских собраниях, педсоветах и т. д.) Всего
8 Для родителей Для педагогов
7 1
Количество индивидуальных консультаций
115 Для родителей Для педагогов
73 42
Участие в мероприятиях детского сада Общее количество: 7