Ольга Беляева
Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2019–2020 учебный год
1. Характеристика детей
В течение учебного года в МДОУ воспитывались 16 детей ОВЗ в разных группах, поступившие по направлению тПМПК.
2. Цели и задачи педагогической деятельности.
Цель работы:
Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.
Основными задачами образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми данной категории являются:
Публикация «Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики, развитие навыков зрительно – моторной координации;
развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;
повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
В начале учебного года было проведено углубленное психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, по результатам которого разработаны и приняты индивидуальные коррекционно-развивающие программы. С воспитанниками проводились ежедневные коррекционно-развивающие занятия.
3. Основные направления работы.
Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя – дефектолога :
Воспитательно – образовательная и коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ;
Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.
4. Содержание работы с детьми.
Направление работы Условия реализации
Диагностическое направление (октябрь, январь, апрель)
1. Мониторинг детского развития с целью выявления уровня развития детей:
2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированных программ.
Реализация программ дошкольного воспитания
1. Проведение индивидуальных занятий по познавательно – речевому развитию в рамках образовательной области «Познавательному развитию», «Речевому развитию» согласно содержания рабочих учебных программ, составленных на основе:
Программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей ЗПР.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью легкой степени.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
2. Проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков занятий
Реализация коррекционно-развивающих программ
1. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми (ежедневно)
2. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми (ежедневно)
3. Проведение индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми согласно содержания индивидуальных образовательных маршрутов
4. Результативность образовательной работы с детьми.
Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированных рабочих программ дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными.
Результаты освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по образовательным областям.
Освоение детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие» - ФЭМП
Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения высокий уровень сформированности математических представлений у детей был маленьким, тем временем как на конец года обучения он составил 80% : ребята знают цвета, различают и называют геометрические фигуры, конструируют из них постройки, воспринимают, дифференцируют величину и т. д. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ. Из диаграммы так же видно снижение количества со средним и низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 2 воспитанника с низкими показателями в результате системных психо – физических расстройств (ЗПР, что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.
Освоение детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие» - окружающий мир
Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников. В результате коррекционной работы количество детей с высоким показателем увеличилось. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а так же следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям дошкольного возраста. Ребята с высоким уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (ЗПР, в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления о окружающем мире.
Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
По диаграмме видно, что в результате коррекционно – развивающей работы на конец учебного года воспитанники достигли высоких показателей сформированности речи: пользуются развернутой фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, с легкостью заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков. Так же из диаграммы наблюдается снижение количества детей с низким показателям. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей. В результате ежедневной работы по развитию речи у детей со средними показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками.
Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей дошкольного возраста, а так же в периоды стационарного и реабилитационного лечения.
5. Результативность консультативно – просветительской работы
с родителями и педагогами ДОУ
За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.
Работа с педагогами ДОУ
1. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ:
3
консультаций
• «Психофизические особенности детей с ОВЗ. Рекомендации по осуществлению воспитательно – образовательного процесса с детьми с учетом диагноза их заболевания» В течение уч. года
• Особенности работы по формированию речевой активности неговорящих детей дошкольного возраста с ОВЗ Октябрь
• Формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ как одного из компонентов работы по профилактике речевых расстройств Апрель
Работа с родителями
1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам закрепления полученных навыков в условиях семьи и итогам обследования детей
В течение года (по запросу родителей)
2. Ведение дневников в период самоизоляции на образовательном портале «Мерсибо» Апрель
6. Методическая работа
В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.
1. Насыщение предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога :
• создание картотеки коррекционных игр и упражнений (артикуляционной, пальчиковой гимнастики, коррекционных физкультминуток) В течение уч. года согласно тематическому планированию
2. Участие в ПП консилиумах ДОУ 7
3. Участие в городских методических объединениях учителей – дефектологов (слушатель)
• «Актуальные организационно-методические вопросы дефектологической практики в образовательных организациях». Январь – МДОУ
• Совершенствование коррекционно-развивающего процесса через обновление содержания, форм и методов работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога (организация коррекционной работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы; сопроводительная документация ребенка с ОВЗ в ДОУ). Март –
4. Прохождение курсов повышения квалификации 1
«Разработка программ для детей с нарушениями зрения»,
5. Участие в вебинарах: 7
• «Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и т. д.
Март
• «Артикуляционная диспраксия. Особенности работы на этапе обследования и коррекция звукопроизношения»
Апрель
• «Возможности использования сенсорной интеграции с целью обучения детей с ОВЗ. Междисциплинарный подход» Апрель
• «Дифференциальная диагностика нарушений речевого аппарата и психического развития у детей дошкольного возраста» Апрель
• «Традиционные и инновационные подходы к развитию связной речи дошкольников» Апрель
• «Особенности вызывания и развития речи у неговорящих детей (синдром Дауна). Обзор наиболее эффективных методик» Апрель
• «Экологическое образование дошкольников: современные подходы» Апрель
6. Участие детей в интеллектуальных конкурсах 4
• Всероссийская онлайн-олимпиада «Всезнайкино» в номинации «Профессии (4-6 лет,, 1 место Апрель
• Всероссийская онлайн-викторина по окружающему миру для дошкольников «В мире животных», «Российские таланты»,, 1 место. Апрель
• Всероссийская онлайн-викторина по окружающему миру для дошкольников «Мир, в котором мы живем», «Российские таланты»,, 2 место. Апрель
• 4 Международная олимпиада «Интеллектуал», Математика (Дошкольники, 2 место Апрель
7. Диссеминация педагогического опыта:
• Всероссийский образовательный «Портал Педагога» публикации методической разработки на тему: «Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Страна знаний» Апрель
• Публикация на международном образовательном портале «МААМ. РУ» Апрель
Задачи на 2020-2021 учебный год.
1. Необходимо продолжить работу над познавательным и речевым развитием у детей с ОВЗ.
2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка.
3. Повышение своего профессионального уровня.
4. Пополнение кабинета играми и пособиями.