Ирина Якунцова
Аналитический отчет педагога-психолога о готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» ОАО «РЖД»
«Психологическая диагностика готовности к школе»
подготовительная группа Ромашка
январь 2020г.
Выполнила:
Публикация «Аналитический отчет педагога-психолога о готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Анализ работы педагога-психолога
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
педагог – психолог
Якунцова И. В.
г. Ярославль 2020 год
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Для определения уровня развития интегральных качеств дошкольников подготовительной группы, которые служат основой обучения в школе, проведен мониторинг готовности к обучению в школе.
Период проведения: конец декабря 2019г.
Контингент: воспитанники подготовительной группы
Количество обследованных детей – 19 человек.
Цель диагностической программы: изучение сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптационных резервов.
Задачи исследования:
• определить уровень готовности дошкольников к обучению в школе;
• составить прогноз дальнейшего развития/коррекции детей выпускных групп к школе
Основные цели подготовки к обучению в школе :
— мотивационная личностная готовность к школе;
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.
Задачи психодиагностики:
1. Изучение мотивации, наличия установок на школьное обучение.
2. Определение уровня развития мыслительных процессов: анализа - синтеза, обобщения, классификации, сравнения.
3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка о явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.
4. Определение устойчивости внимания, в том числе слухового.
5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.
6. Определение объёма зрительной и слуховой памяти.
7. Определение психо-физической зрелости ребёнка.
Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив психологическую готовность к школе.
Она отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности, готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.
Обследование проводилось с использованием материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко.
• В развитии интеллектуальной сферы проводилась оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.
• Степень психофизиологической готовности осуществлялась через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.
• Степень зрелости произвольной сферы оценивалась по развитию произвольного внимания, а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.
Оценка результативности выполнения заданий проводилась по 3-м уровням:
1-й уровень - низкий
2-й уровень - средний
3-й уровень - высокий
Результаты диагностики отражены в таблице. Приложение № 1.
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. Ведущее значение в формировании учебной мотивации имеют развитие познавательных интересов ребенка, опыт дошкольного обучения и установки семьи.
По данным диагностики у детей сформирован средний уровень мотивации к обучению в школе.
Эмоционально-волевая готовность - развитие умения произвольно управлять своим поведением, своей познавательной деятельностью (произвольность внимания, достаточная работоспособность и умение следовать инструкции взрослого).
В целом диагностические данные позволяют говорить о достаточно хорошем уровне развития волевой готовности у детей подготовительной группы. Полученные данные говорят о хорошем уровне умения следовать инструкции взрослого, произвольности поведения.
Уровень развития произвольности
Высокий 12 чел.
Средний - 5 чел
Низкий – 2 чел.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Уровень развития внимания – способность устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, устойчивости внимания, распределения и концентрации.
Высокий - 6 человек
Средний - 9 человек
Низкий - 4 человек
Уровень развития восприятия – сформированность наглядно-образного представления, способность к воспроизведению целостного образа предмета на основе зрительного соотнесения его частей. Разрезные картинки - справились все.
Логическое мышление (классификация и обобщение, умение устанавливать причинно-следственные связи, уровень сформированности умения выявлять закономерности).
Последовательность картинок - выявление способности понять сюжет в целом, умение устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации и составлять последовательный рассказ.
Уровень сформированности умения выявлять закономерностей «Найди недостающий»
Высокий - 7 человек
Средний – 7 человек
Низкий – 5 человек
Уровень развития памяти. Объем зрительной памяти высокий у 13 человек, 4 человека – средний, 2 - низкий.
Зрительно-моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз-рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму.
Регулятивные учебные действия – умение точно выполнить задание взрослого, предлагаемые в устной форме и способность самостоятельно выполнить задание по образцу. Графический диктант. 12 человек показали высокий уровень, 5 человек - средний уровень, у 2 человека – низкий уровень.
Интегральный показатель готовности
Высокий уровень готовности к школе – 4 человека
Средний уровень готовности к школе – 12 человек,
Низкий уровень готовности к школе – 3 человек
Выводы и рекомендации
Результаты диагностики являются исходной точкой для организации наиболее благоприятных условий для обучения, развития и адаптации детей в школе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в начальную школу, т. е. обеспечение такого уровня подготовки к школьному обучению, который позволит им успешно обучаться.