Матлыгина Надежда Евгеньевна
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2016–2019 год
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ педагогической работы.
Основным направлением в моей работе являлось реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работала по теме: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
Мною были поставлены следующие задачи:
Публикация «Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2016–2019 год» размещена в разделах
-способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, становлению его самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-создать развивающую предметно-пространственную среду для успешного развития сюжетно-ролевой игры;
-повысить педагогическую компетентность родителей по формированию социально-коммуникативных способностей дошкольников.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, М. А. Галогузовой и интернет-ресурсы, для развития навыков и умений игровой деятельности дошкольников, на основе авторской методики Краснощековой Н. В., мною была разработана и реализована система сюжетно-ролевых игр «Сюжетно-ролевая игра - жизненная лаборатория детства».
В процессе реализации системы сюжетно-ролевых игр и с целью решения поставленных задач, пополнила развивающую предметно-пространственную среду группы. Для развития сюжетно-ролевой игры изготовила трансформируемую ширму, совместно с детьми и родителями были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм; для освоения детьми ролевого поведения пополнила центр ряженья. Изготовила комплект наглядно-дидактического и демонстрационного материала: альбомы «Моя семья», «Наша группа день за днем», «Мой любимый питомец», рукописную книгу «Вот оно, какое наше лето», что помогло дошкольникам в выборе сюжета игры, их творческому саморазвитию.
Для эффективности воспитательно-образовательной деятельности по данной теме создала картотеку сюжетно-ролевых игр, пословиц, поговорок, загадок о труде и профессиях, алгоритмы-схемы к играм: «Ветлечебница», «Женская стрижка», «Если плачет малыш и т. д., что способствовало развитию творческих и познавательных способностей дошкольников, а также формированию их самостоятельности и навыков планирования.
В работе активно использовала информационно-коммуникативные технологии – презентации: «Какие разные профессии», «Окружающий мир» и другие, что способствовало эффективности, обогащению воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками. Для формирования у детей социально-коммуникативных способностей, создания богатого внутреннего мира, развития их творческого потенциала мною были разработаны и реализованы проекты сюжетно-ролевых игр: «Съемки фильма «Курочка Ряба» (2017г., «Детское кафе «Сладкоежка» (2018г., «Агентство недвижимости» (2018г.).
В процессе развития социально-коммуникативных способностей, у детей дошкольного возраста использовала разнообразные методы и приемы: практические, наглядные, словесные, игровые.
В своей работе я включила с детьми просмотр презентаций по художественной литературе. У детей это вызвало большой интерес. После просмотра ребята, эмоционально почти без затруднений отвечали на задаваемые вопросы, сами задавали вопросы, обсуждали увиденное друг с другом, делились впечатлениями с родителями. С помощью имеющейся в наличии видеотеки, слайдов иллюстрировался мой рассказ, что делало его убедительнее, ярче. При этом имело значение и высокая эмоциональность детей – их увлекало яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В своей работе я также использовала картинный материал для проведения бесед, игр, упражнений. Все это помогало лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учило сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.
Актуальной для моей работы стала разработка системы, направленной на использование сюжетно-ролевой игры как средства социально-коммуникативного развития. Для ее создания использовались методические материалы Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, в которых подробно описаны методы и приёмы работы с сюжетно-ролевыми играми.
Предлагаемая система предполагает реализацию двух взаимозависимых направлений:
• воспитательная работа с детьми;
• просветительная работа с родителями.
Анализ развития социально-коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста показал следующие результаты.
На этапе старшего дошкольного возраста у детей развились навыки диалогической речи, умение свободно выражать свои чувства: с 44% в младшем до 82,5% в старшем с взрослыми и с 49,5 до 93,5% соответственно со сверстниками; при этом прослеживалась положительная динамика уже в средней группе с 44% до 62% со взрослыми и с 49,5% до 69% со сверстниками; появились устойчивые взаимоотношения со сверстниками, умения бесконфликтно решать в ходе игры спорные вопросы, выражать понимание потребностей, желаний: с 49,5% в младшем возрасте до 82.5% в старшем со взрослыми и с 55% до 100% соответственно со сверстниками; дети научились действовать в соответствии с выбранной ролью. Предлагали варианты развития сюжета, уступали друг другу в выборе сюжета, распределении ролей с 44% в младшем возрасте до 88% в старшем.
Показателями моей профессиональной деятельности является ежегодное участие воспитанников в конкурсах разного уровня: в городских, в всероссийских и международных конкурсах. «Защитим лес от пожара» (диплом участника, 2016г); «Подарок на 8 марта» (ИОР «Шаг вперед», диплом 1степени, 2015г., 2016г.). «Пасхальные поделки» (ИОР «Шаг вперед», дипломы 1 и 2 степени, 2016г. ,2017г. 2018г, «Зимние фантазии» (ИОР «Шаг вперед», диплом 1степени, 2017г. 2018.,2019) и другие.
Участвовала в Международной Педагогической Регате по теме : «Детская литература», (ООО СМАРТ, диплом 1степени, 2015г.). Принимала участие в международных конкурсах «Дети и книги» (ИОР «Шаг вперед», диплом 1степени, 2016г.); «8 марта-международный женский день!» (ИОР «Шаг вперед», диплом 1степени, 2017г.); «Лэпбук- интерактивное наглядное пособие»(ИОР «Шаг вперед», диплом 1степени, 2018г) Приняла участие в разработке других. Для повышения профессиональной компетентности педагогов провела консультации: «Значение сюжетно - ролевой игры в социализации дошкольников» (2016, «Игра как средство воспитания дошкольников» (2017, «Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры» (2018, папки-передвижки «Взрослые, дети, игра» (2018, «Игра как средство воспитания дошкольников» (2017, представила опыт своей работы на педсовете «Индивидуализация ДОО» видео сюжетно-ролевой игры «День рожденье куклы Маши» (2016).
Для повышения педагогической компетентности родителей по вопросу социально-коммуникативного развития дошкольников через сюжетно-ролевую игру использовала разнообразные формы работы: круглый стол «Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» (2016г., разработала консультации в форме буклетов «Домашняя игротека» (2017г., консультации «Сюжетно-ролевая игра как условие социализации дошкольника» (2018г.) мастер-классы по проведению сюжетно-ролевой игр также предложила родителям поучаствовать в семинаре-практикуме по теме «Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевую игру». После этого семинара родители с удовольствием стали помогать организовать оснащение игровой зоны (шили дома одежду для кукол при этом играя, в сюжетно-ролевую игру «Ателье», изготавливали атрибуты для игр и игрушки предметов-заместителей (бигуди, ножницы, градусники, таблетки и т. д) у родителей появилось желание самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома. Провела совместные праздники и выставки: «Золотые руки моей мамы» (2016г., «Чудеса осенней природы» (2017г.) и другие. Также в группе Viber размещаю фото и видео репортажи о жизни детей в детском саду. Для родителей размещаю информацию: «Внимание конкурс», «Советы воспитания». Родители общаются между собой. видят результаты развития своего ребенка. Владеют информацией и о том, что происходит в детском саду, получают советы и рекомендации. Такое интернет общение позволяет включить родителей в педагогический процесс и расширить поле позитивного сотрудничества.
По результатам анкетирования 96% родителей удовлетворены работой детского сада и считают, что в дошкольном учреждении создана среда, способствующая комфортному пребыванию в нем воспитанников и родителей, педагоги выстраивают взаимоотношения с детьми на основе диалога и открытости, что обеспечивает высокий уровень развития дошкольников.
Результаты работы позволяют говорить о том, что была достигнута главная цель дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у них общую культуру, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества. Сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность. Добиться положительного результата помогло участие родителей, воспитателей и специалистов, так как считаю, что получение качественного дошкольного образования возможно при взаимодействии всех субъектов образовательного сообщества
Сообщаю о себе следующие сведения:
Образование: среднее специальное, ГБОУ СПО Нижнетагильский педагогический колледж №1, 2012 год., соц. педагог с доп. квалиф. «Педагог-организатор». Стаж педагогической работы (по специальности) – 11лет (11лет)
В данной должности – 11 лет
В данном учреждении – 14 лет
Сведения о повышении квалификации:
2013г., НТФГАОУ ДПО СО «ИРО» 18 часов «Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования».
2013., НТФГАОУ ДПО СО «ИРО» 18 часов «Традиционные и инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей».
2014г., ООСТУИ "Всеобуч" 72 часа «Реализация ФГОС ДО в ДОО».
2017г., НТФГАОУ ДПО СО «ИРО» 250 часов Программа профессиональной переподготовки «Воспитатель дошкольной образовательной организации».
2017., УИР «СМАРТ» 36 часов дистанционный курс обучения «Интегративное решение конфликтных ситуаций. Или как договориться с «трудным» родителем.
2018., «Современные ИКТ технологии как средство формирования познавательной активности детей ДО, работа в проекте «ИкаРёнок без границ» детей с ОВЗ»