Елена Метелькова
Аналитическая справка «Развитие связной речи у дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В период с 10.02.2020г. по 22.02.2020г. в МБДОУ «Парус» был проведен тематический контроль по теме: «Развитие связной речи у дошкольников, посредством проектной деятельности» с целью определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию и развитию связной речи у дошкольников.
Публикация «Аналитическая справка „Развитие связной речи у дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тематический контроль был осуществлен во всех дошкольных группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :
1. Система и вариативность планирования работы по формированию и развитию связной речи у дошкольников;
2. Наличие и разнообразие пособий для развития речи дошкольников;
3. Система работы по формированию и развития связной речи, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками.
Вывод по тематическому контролю
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.
В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей : сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и мнемотаблицы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук : прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок, создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок. Общий балл обследования предметно - развивающей среды в данном направлении – 2, 7, что выше среднего.
Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.
Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.
Оценка эффективности ОД по развитию речи :
В ходе контроля было организовано посещение ОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание ОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи : демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. ОД организована в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.
Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В средней группе уверенно отвечали на вопросы воспитателя, опираясь на наглядность. В старшей и подготовительной группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картине. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна. Но многие воспитатели пренебрегают рефлексией. Обязательно подводим итог всего занятия: даем оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.).
Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы не в полной мере. Уровень развития связной речи детей средний, удовлетворительный.
Причины показателя среднего уровня заключаются в следующем:
• у детей связные высказывания короткие или вообще одно слово;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий;
• некоторые дети довольно успешно создавали высказывания, однако многие испытывали значительные трудности в словесном выражении мысли.
В результате получается противоречие : с одной стороны, дети обладают богатой информацией, а с другой – не могут эту информацию воспроизвести. Но вне занятия, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, зато с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Анкеты «Оценка и самооценка знаний воспитателя» показали, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. В ОД и в совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.
Работа с родителями. Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.
Рекомендации:
1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.
2. Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.
3. Планировать и проводить мероприятия, направленные на развитие связной речи дошкольников (развлечения, викторины, театрализованные викторины).
4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.
5. Продолжать использовать метод проектной деятельности для развития связной речи у дошкольников.
6. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
7. Создавать условия, способствующие активизации речи : рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира; создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.
8. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста : развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
9. Старшему воспитателю разработать методические рекомендации по развитию связной речи для всех возрастных групп.