Брыкалова Нина
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Система работы над развитием речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 40 ПОСЁЛКА СТЕПНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
по итогам тематического контроля
Тема : «Система работы над развитием речи дошкольников»
Публикация «Аналитическая справка по итогам тематического контроля „Система работы над развитием речи дошкольников“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
На основании годового плана МБДОУ ДС 40 с 04 по 07.02.2020г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи.
Основные формы и методы контроля :
Анализ календарного планирования воспитателей.
Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей.
Анализ условий, созданных в группах для развития речи детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей.
При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильевой и учебно-методическое пособие В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду».
Одной из основных форм работы по речевому развитию детей являются тематические занятия.
По результатам проверки в смешанной разновозрастной дошкольной группе (воспитатель Аксёнова Л. В.) было определено, что программное содержание занятия по речевому развитию соответствует возрастным особенностям детей. На занятии созданы условия для качественной организации работы по развитию речи : материал соответствует методическим требованиям, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Занятие проведено на хорошем профессиональном уровне, организовано в соответствии с методикой. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться высокого уровня усвоения ими материала
В результате анализа занятия так же выявлено, что преобладающим направлением является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети
–Абумислимова Амина, Леснова Ева, Новак Анастасия., большинство воспитанников отвечают односложно, хотя педагог побуждает детей к ответам предложениями.
Это означает, что педагогом не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.
В ходе тематического контроля были проверены календарные и перспективные планы педагогов. Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги готовы к занятиям, речевая деятельность планируется в течение всего дня. В утренний промежуток времени педагоги планируют лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми речевой активности систематически планируются наблюдения на прогулках, дидактические и подвижные игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.
В течение дня так же уделяется достаточно много внимания речевому развитию. Воспитатели используют различные формы работы с детьми : тематические беседы в утренние часы, дидактические речевые игры, индивидуальную работу по развитию речи. Тематика разговоров, бесед и наблюдений соответствует теме недели и проводится как с одним ребенком, так и с группой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, об окружающей жизни и жизни в детском саду.
Важное значение для развития речи детей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп. Развитию речи способствуют имеющиеся во всех группах книжные уголки, различные театры, игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-ролевых играх. где дети могут общаться, обогащая лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний наблюдаемых объектов и явлений. Педагогами собраны подборки стихов, фольклорных форм, литературных произведений для чтения детям. Имеются доступные детям дидактические и настольно-печатные игры. Для проведения занятий имеются наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить в полном объеме организованную образовательную деятельность.
Однако анализ предметно-развивающей среды в группах так же выявил, что имеются определенные недоработки. В младшей группе (воспитатель Шумикова Ю. С.) недостаточно художественной литературы в соответствии с возрастом детей, иллюстраций по темам занятий.
В ходе проверки проанализирована работа с родителями. Анализ материалов родительских уголков показал, что в группах имеется консультативный материал по развитию речи, но информация в них обновляется достаточно редко, особое внимание развитию речевых способностей в семье не уделяется.
Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду организована воспитательно-образовательная работа по речевому развитию детей дошкольного возраста на достаточном уровне. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи.
Необходимо обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Рекомендации:
1. Воспитателям продолжать применять в практике работы современные технологии по развитию речи дошкольников. На занятиях привлекать к общению пассивных детей, использовать разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.
2. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса, использовать упражнения на дыхание, использовать познавательные и речевые игры.