Наталья Сенють
Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно — пространственной среды в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Публикация «Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2021
При создании развивающей образовательной среды я руководствовалась ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОО и к условиям ее реализации, и опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых (например, уголок конструирования и моделирования с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек - машинок, паровозов, тракторов; спортивный уголок, театральный уголок и др.). При этом зоны расположены так, что при самостоятельной детской активности внутри группы сферы между собой не пересекаются.
Приёмная комната (раздевалка) оснащена родительским уголком «Для Вас, родители», папками-передвижками с информацией для родителей. Предусмотрено место для выставок детского творчества (рисунков, поделок, с обозначенной темой, задачами и полученным результатом).
Развивающая предметно-пространственная среда в групповом помещении организована так, что каждый ребенок имеет возможность общения, уединения, может объединиться подгруппами по общим интересам или свободно заниматься любимым делом.
Пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом.
Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ (п. 3.3). Наше учреждение реализует свою образовательную программу, которая опирается на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы и предусматривает развитие детей по пяти образовательным областям, указанным во ФГОС ДО.
Пространство групповой комнаты разграничено маркерами образовательного пространства в виде центров развития по
областям:
• социально коммуникативное развитие:
o центр для сюжетно ролевых игр
o центр безопасности
o патриотический уголок
• познавательное развитие;
o центр познавательного развития;
o центр опытно – экспериментальной деятельности;
o уголок природы;
• речевое развитие;
o книжный уголок;
• художественно-эстетическое развитие;
o цент конструктивной деятельности;
o центр музыкально - театральной деятельности;
o центр изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации,
моделирования);
• физическое развитие.
o Физкультурный уголок.
Оснащение центров и уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность детей, представлен наполнением уголка патриотического воспитания, где наряду с символами государственной власти представлены объекты отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, альбомы о достопримечательностях Ужурского района, книги по истории нашего края.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда в группе содержательная и насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Насыщенность среды выражена организацией образовательного пространства группы, которое обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Предусмотрено экспериментирование с доступными детям материалами, возможность двигательной активности и самовыражения детей.
Игровая активность (деятельность) развивается в «Центре сюжетно ролевых игр», где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта).
Имеются атрибуты для сюжетно - ролевых игр наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки – орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предметами женской одежды, украшения, сумочки, для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, технические игрушки.
Так же имеются материалы, учитывающие гендерную направленность, т. е. интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Познавательная активность детей формируется воспитателем при помощи различных методов и средств и материалов, стимулирующих познавательное развитие детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления: счетный, занимательный, познавательный математический материал (рамки-вкладыши, доски-вклыдыши; логические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизнера и др. ; объёмные геометрические фигуры, счёты, счётные палочки, мозаики, пазлы, игры типа "Танграм".
Для развития познавательно-исследовательской деятельности и ознакомления с миром природы имеется разный природный материал: камешки, сыпучие продукты (пшено, горох, гречка); Также имеются схемы, модели, которые позволяют детям составлять описательные рассказы, систематизировать знания о временах года, календарь природы:
Для изучения детьми правил безопасного поведения в группе имеются методические пособия по правилам дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др. : макет «Улица», дорожные знаки наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Экстренные ситуации», «Азбука пешехода», «Спасатели». Атрибуты и игрушки к сюжетно-ролевым играм – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика.
Группа оборудована мини-библиотекой, в которой имеются книги разных жанров: сказки, рассказы, познавательная литература, стихи.
Произведения соответствуют возрасту детей и текущей календарной теме периода.
В группе оборудованы уголки с материалами, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами.
Имеются портреты детских писателей и поэтов, альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов, схемы для заучивания стихотворений и для пересказа произведений.
Экспериментирование с доступными детям материалами происходит в организованной в группе «лаборатории». Здесь есть в наличии необходимые атрибуты для наблюдения и экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов, магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций и т. д. ; составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели.
Творческой активности и самовыражению средствами искусства способствует организованный в группе центр изобразительной деятельности. Он способствует развитию творчества, фантазии, закреплению навыков, полученных на занятиях. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.
Центр музыкально - театральной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, Имеются ширмы для театрализации и костюмы для детей, маски персонажей, музыкальные инструменты. Группа оснащена аудиотехникой, фонотекой.
Двигательной активности детей способствуют наличие в группе достаточного свободного пространства и физкультурного уголка с различным спортивным инвентарем. Это мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцебросы, скакалки. Имеется и нестандартное оборудование, которое изготовлено руками воспитателя: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Я постаралась создать такую творческую развивающую предметно – пространственную среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей.
Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей). Создав подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации.
Анализируя развивающую среду в группе я убедилась, что она соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В группе имеется уголок уединения, где в любой момент ребенок может отдохнуть.
Интерьер спальной комнаты выдержан в спокойных светло-голубых тонах, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
Доступность: игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности.
Безопасность: для безопасного нахождения детей в группе вся мебель расставлена по периметру помещения, все предметы мебели с закругленными краями, на всю мебель имеются сертификаты качества от производителя. Ряд предметов, таких как мелкие детали мозаики, материалы для экспериментирования, находятся в коробках с плотно закрывающимися крышками и доступны детям только под руководствам воспитателя.
Содержательность и насыщенность среды группы – оснащаю образовательное пространство средствами обучения и воспитания соответствующими возрастным особенностям, потребностям, возможностям детей: игровым оборудованием; игровыми материалами и игрушками; дидактическими пособиями и материалами; техническими средствами обучения; спортивным оборудованием и инвентарем; оздоровительным оборудованием.
Насыщенность среды обеспечивает:
- познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей;
Трансформируемость – использую возможности изменений образовательного пространства группы: Преобразование, превращение, видоизменение пространства создает дополнительную мотивацию, заинтересованность и активизирует детей в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся их интересов и возможностей; 3. Полифункциональность – сочетание нескольких функций в одном предмете дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (мебели, модулей, ширм и т. д.). Эту же функцию выполняют и предметы, не обладающие жестко закрепленным способом употребления, пригодным для использования в разных видах детской активности.
Вариативность – использую наличие различных пространств (для игры, уединения и пр.); наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность – для всех воспитанников обеспечиваю свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, оборудованию, способствующих развитию основных видов деятельности.
Безопасность – обеспечиваю соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям надежности и безопасности их использования.