Анжелла Шепенева
Аналитическая справка к критерию «Способность к эффективному решению профессиональных педагогических задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка к критерию
«Способность к эффективному решению профессиональных педагогических задач»
ИВАНОВОЙ МАРИИ ПЕТРОВНЫ, воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад № 1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
1.1. Владение современными методиками и технологиями
Темочки:
в профессиональной деятельности.
1.2. Интеграция и комбинирование содержания различных программ, технологий.
ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА строит свою педагогическую деятельность в рамках реализации ФГОС ДО и в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская. При взаимодействии с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников, использует следующие современные образовательные технологии:
1. Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания (И. С. Якиманская);
2. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой);
3. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения);
4. Игровые технологии;
5. Технологии нетрадиционной изобразительной деятельности;
6. Информационно-коммуникативные технологии;
7. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи).
Педагогом найден эффективный способ решения педагогических задач по
образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» путем грамотного комбинирования современных педагогических технологий и методик.
Используя, во время проведения педагогического процесса, личностно-ориентированный подход, ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА учитывает возрастные особенности своих воспитанников, раскрывает индивидуальность характера и образовательный потенциал каждого. Опираясь при взаимодействии с детьми на принцип: «Не рядом и не над, а вместе», педагог находит способы исходить из интересов воспитанников, максимально развернуть возможность их роста, встать на позицию ребенка, учитывать право на выбор.
Педагогика сотрудничества помогла объединиться педагогу с детьми в совместную развивающую деятельность. Для достижения результата педагог создает различные условия, в которых становится равноправным партнером для детей. Педагогика сотрудничества изменила стиль отношения детей и воспитателя: ничего в группе не запрещается, но направляется, не управляется, а соуправляется, не ограничивается, предоставляет ребенку свободу выбора. Благодаря применению данной образовательной технологии, удалось повысить интерес детей к различным видам деятельности, создать благоприятную эмоциональную обстановку.
Технология развивающего обучения создает условия для стимулирования ребенка к выработке личного мнения, познание самого себя, к инициативе в решении проблемных ситуаций. Педагог мотивирует дошкольника проявлять самостоятельность и избирательность в способах работы.
Включение в образовательную деятельность игровой технологии или ее элементов мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует на решение поставленных задач. Игра обеспечивает целенаправленность действий, а, следовательно, дисциплинирует ум ребенка. Игровые технологии помогают развить у воспитанников память, внимание, формировать гибкое, оригинальное мышление, умение рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Применение ИВАНОВОЙ МАРИЕЙ ПЕТРОВНОЙ разнообразных технологий нетрадиционного рисования позволяет создать положительный эмоциональный настрой, развивает креативность мышления, мелкую моторику рук, цветовосприятие. Кроме этого, рисование нетрадиционными способами способствует развитию положительной самооценки, позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что работы, выполненные их руками индивидуальны и, независимо от умений малыша, уникальны.
Внедрение педагогом в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов, компьютерных технологий, способствует повышению мотивации к познанию, а также повышению информационной культуры дошкольников. Познавательная деятельность
дошкольника, насыщенная компьютерными средствами, создаёт условия для развития мышления, способности к прогнозированию результата действия, и, что особенно важно в дошкольном детстве – умению самостоятельно приобретать новые знания.
Используя элементы проблемного обучения, ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА создает в ходе воспитательно-образовательного процесса познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Результативность применения образовательных технологий подтверждается результатами диагностики развития интегративных качеств дошкольников.
При проведении практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Отражение деревьев в воде» (видеофрагмент) ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА использовала следующие современные педагогические технологии : личностно-ориентированную, «рисование по мокрому листу» и информационно-коммуникативную. Цель представленной образовательной ситуации: создать условия для ознакомления детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений. Применение информационно-коммуникативной технологии (просмотр видеофрагмента «Деревья, отраженные в воде») позволило настроить детей на тему предстоящей образовательной деятельности, а использование элементов личностно-ориентированной технологии способствовало раскрытию образовательного потенциала каждого воспитанника, что принесло наилучший результат детской деятельности.
1.3. Целесообразное использование ресурсов развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда группы, где работает ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА, соответствует принципам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям детей дошкольного возраста, позволяет в полной мере реализовать основную образовательную программу МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская.
ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА проектирует образовательную среду совместно с родителями и воспитанниками, опираясь на их предпочтения и интересы. В пространстве группы оборудован уголок уединения – за шторой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства. Имеется оборудование и материалы для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта», «Школа», «Армия». Большой популярностью у детей пользуются материалы для изобразительной деятельности, которые находятся в доступном и удобном месте, в непосредственной близости с окном. Кроме традиционных материалов для творчества воспитанников педагог предлагает нетрадиционный материал для изобразительной деятельности: свечи, заготовки для граттажа, прозрачный мольберт и т. д. В группе создан центр экспериментирования и исследования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Все оборудование и материалы мобильны, имеются элементы мебели-трансформеры (кровать-стол; передвижные стеллажи, ширмы, подушки для сидения).
В ходе образовательной деятельности педагог грамотно использует ресурсы развивающей среды, комбинируя разнообразное оборудование, создаёт условия для проявления самостоятельности и познавательной активности воспитанников. В ходе проведения образовательной деятельности «Отражение деревьев в воде» (видеофрагмент, ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА искусно оперировала пространством и содержанием развивающей среды. Условное разделение пространства группового помещения на зону мастерской и зону для беседы, подготовленность дежурными материалов, способствовало принятию дошкольниками творческой задачи, освободило временной ресурс для творческого процесса дошкольников.
1.4. Обеспечение эмоционального благополучия участников образовательных отношений.
ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА при организации общения с воспитанниками, проведении совместной деятельности с детьми обеспечивает эмоциональное благополучие детей, через личностно – ориентированный, деятельностный подход в решении проблемных задач.
Педагог в ходе образовательной деятельности «Отражение деревьев в воде» (видеофрагмент) был внимателен к просьбам и пожеланиям детей, стремился к непосредственному общению с каждым ребенком, использовала доброжелательный тон, вербальные и невербальные средства общения, соблюдала комфортную дистанцию и позицию по отношению к детям.
При проведении данного мероприятия, как и в целом в работе ИВАНОВОЙ МАРИИ ПЕТРОВНЫ, прослеживаются партнерские отношения между педагогом и детьми дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста относились к педагогу как к помощнику, равноправному партнеру. По мере решения задач образовательной деятельности, дети отмечали свои результаты, делились успехами каждого, где и видна ситуация эмоциональной отзывчивости, созданная ИВАНОВОЙ МАРИЕЙ ПЕТРОВНОЙ.
1.5. Поддержка индивидуальности и инициативы участников образовательных отношений.
ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА, организуя взаимодействие с детьми, грамотно поддерживает индивидуальность и спонтанную инициативу детей, используя для этого в своей деятельности личностно-ориентированную технологию. ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА, в ходе речевого общения с воспитанниками, активно использует речевые формулы, направленные на поддержку самостоятельности и инициативы дошкольников:
• Как вы думаете, что нужно сделать?
• А ты, как считаешь?
• А у тебя как было?
• Что бы нам придумать?
• Какие будут идеи? И другие.
1.6. Создание условий для установления правил взаимодействия
в разных ситуациях.
ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА. при взаимодействии с воспитанниками умело вовлекает детей в совместную образовательную и игровую деятельность, создавая определенные условия и правила взаимодействия, исключающие конфликты и создавая «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.
Умелое использование вербальных и невербальных средств общения, ресурса развивающей среды и опираясь на индивидуальность каждого малыша, ИВАНОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА решает поставленные задачи и достигает целей воспитания и образования.