Александра Иванчина
Альтернативные методы проведения родительского собрания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Альтернативные формы проведения родительских собраний в ДОУ»
Подготовила: Иванчина Александра Эдуардовна
В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены только в том случае, если поддерживается связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества».
Публикация «Альтернативные методы проведения родительского собрания в ДОУ» размещена в разделах
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в ней обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Формы проведения родительских собраний можно разделить на 2 вида:
Традиционные формы (Беседы – цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам; Консультации - близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов);
Альтернативные (нетрадиционные) формы:
(подробная информация будет дана в буклетах)
1. «Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.
2. «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
3. «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
4. «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
5. «Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
6. «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».
7. «Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
8. «Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
9. «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
10. «Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
11. «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
12. «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
13. «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
14. «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто, Что, Где, Как, Чем, Когда? (Почему). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
Сегодня я предлагаю, познакомиться с такой альтернативной формой проведения родительского собрания как «Игра – практикум», на примере из своего личного опыта.
Встреча с родителями проходила как игра «Путешествие в страну Развитие речи». Цель данного собрания : обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ. Я напомнила родителям о значении речевого развития в жизни детей дошкольного возраста и предложила отправиться в путешествие на паровозике в страну «Речевое развитие» и в конце нашего путешествия выразить свои пожелания для совместной работы в этом направлении. Родители побывали на 5 станциях. Первая станция была «Сказочная». Нужно было назвать сказочных героев (и из какой сказки) мог бы о себе рассказать в том контексте, который был дан родителям для размышления. Давайте попробуем и мы с вами угадать.
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
На станции «Творческая» родители играли в игру «Эпитеты», где родителям предлагалось подобрать «эпитеты», прилагательные к словам ( например: лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый); ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.); дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д.); луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т. д.)
На станции «Наши руки не знают скуки», мы с родителями делали самомассаж рук, ладоней. Провели пальчиковую игру «Медведь», дыхательную гимнастику «Вьюга», артикуляционную гимнастику «Насос». Далее провела мастер- класс по созданию настольного театра по мотивам русской народной сказки «Рукавичка».
На станции «Игровая» мы играли в такие игры как «Светофор», «Новогодняя сказка». Целью игры «Светофор» является развитие слухового внимания и развитие образного восприятия. Предлагаю поиграть с вами в данную игру.
«Светофор»
Взрослый дает ребёнку два круга – красный и зелё ный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный круг, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чё тко произносит звукосочетания:
Баман
Паман
Банан
Банам
Витамин
Митанин
Фитамин ваван
даван
баван
ванан
витанин
митавин
фитавин альбом
айбом
аньбом
авьбом
клетка
кьетка
клетта альпом
альмом
альном
аблем
кьекта
кветка
тлекта
«Новогодняя сказка»
Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества, способствовать сплочению коллектива.
Количество игроков: 14
Дополнительно: бумажки с ролями
Подготовка: На бумажках пишутся роли:
- Занавес
- Дуб
- Ворон
- Кабанчик
- Снегирь
- Дед Мороз
- Снегурочка
- Соловей - разбойник- Конь
- Иван-царевич
Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли.
Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью. (Все экспромтом.)
Сцена №1
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.
Каркая, прилетел ворон и сел на дуб.
Пробежало стадо кабанчиков.
Пролетела стая уточек.
На поляне гуляли Дед Мороз и Снегурочка.
Занавес пошел.
(Участники покидают сцену.)
Сцена №2
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.
Каркая, прилетел ворон и сел на дуб.
Пробежало стадо кабанчиков.
Пролетела стая уточек.
На поляне гуляли Дед Мороз и Снегурочка.
Вот выскакивает Соловей-разбойник и уносит Снегурочку.
Дед Мороз зовет на помощь.
Занавес пошел.
(Участники покидают сцену.)
Сцена №3
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.
Каркая, прилетел ворон и сел на дуб.
Пробежало стадо кабанчиков.
Пролетела стая уточек.
На поляне гуляли Дед Мороз и Снегурочка.
Вот выскакивает Соловей-разбойник и уносит Снегурочку.
Дед Мороз зовет на помощь.
На коне въезжает Иван-царевич.
Дед Мороз делится с ним горем.
Иван-царевич бьется с Соловьем-разбойником и отбивает Снегурочку.
Все счастливы.
Занавес пошел.
Ведущий с каждой новой сценой ускоряет темп сказки.
Своё «путешествие» мы завершили подведением итога нашей встречи в форме изготовления билетиков с пожеланиями для плодотворной совместной работы в речевом развитии наших детей.
Благодарю всех за внимание!