Ольга Хлебко
Алгоритм сервировки стола для детей детского сада
Алгоритм сервировки стола для детей детского сада.
К завтраку стол сервируется следующим образом:
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелка с порционным маслом, салфетница
Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Чайные пары ставятся в центре стола, по количеству детей.
Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
Публикация «Алгоритм сервировки стола для детей детского сада» размещена в разделах
Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.
К обеду стол сервируется:
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница.
Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка.
Чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола, по количеству детей.
Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол.
Сок и компот разливают заранее
Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол.
Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.
Категорически запрещается оставлять использованную посуду.
К ужину стол сервируется:
В центре стола ставится салфетница, чайные пары.
Тарелка ставится каждому ребёнку, если предлагается выпечка или печенье.
В остальном стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.
Введение столовых приборов:
2 младшая группа со 2 половины учебного года вводится - вилка;
Средняя группа со 2 половины учебного года вводятся - нож.
В старшей и подготовительной группе совершенствуются навыки
пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож)
Остатки супа доедают, наклонив тарелку от себя. Ложку оставляют в тарелке;
Салаты, овощи (начиная со старшей группы) кушают с помощью вилки, поддевая порцию, держа вилку зубцами вверх.
Второе блюдо с гарниром и без кушают с помощью ножа и вилки (начиная со старшей группы).
Фрукты кушают по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается есть яблоко целиком.
Пироги, печенье, пряники дети едят, держа их в руке.
Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.
Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, я блоки, груши. То что легко разделать вилкой, едят без ножа, варёный картофель, котлеты, запеканку, омлет.
В группе раннего возраста:
Воспитатель на раздаточном столе разливает 1 блюдо, разливает 3 блюдо, нарезает хлеб, затем приступает к раскладке 2 блюда.
Дети рассаживаются по подгруппам за каждый стол (соблюдая принцип постепенности, воспитатели каждому завязывают нагрудники, и перед ребенком выставляют 1 блюдо, хлеб (категорически запрещается рассаживать детей заранее за пустые столы). По мере съедания 1 блюда выставляют второе, затем 3 блюдо. Столы заранее не сервируют, соблюдается принцип постепенности и последовательности в организации приема пищи.
В группе раннего возраста, когда у детей не сформирован навык самостоятельного приема пищи, сотрудники группы участвуют в докармливании детей. Докармливание детей осуществляется с помощью второй ложки.
Детям раннего возраста во время кормления нужно надевать клеёнчатые нагрудники. В распоряжении детей должны быть салфетки. После полутора лет малыши должны научиться самостоятельно пользоваться ими. Воспитатель приучает ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами. Детей учат кушать с хлебом и первое, и второе блюдо, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо кушать с гарниром, правильно пользоваться салфеткой.
Блюда должны подаваться своевременно, чтобы, сев за стол, малыш тут же начал есть, т. е. недопустимо сажать детей за пустые столы.
Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть «развалясь», перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.
Детей раннего возраста (1-2 года) учат:
мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
садиться за стул;
пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
пользоваться ложкой;
вытираться салфеткой после еды;
самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:
самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
опрятно есть, держа ложку в правой руке;
вытираться салфеткой после еды;
благодарить после еды.
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
правильно пользоваться столовыми приборами;
кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
брать пищу небольшими порциями;
есть тихо;
правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
сидеть с прямой спиной;
аккуратно составлять посуду после еды;
относить за собой часть посуды.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.
Рассмотрим содержание труда дежурных.
В младших группах как такового дежурства нет, дети выполняют отдельные трудовые поручения воспитателя и няни.
Во II младшей группе, со 2 половины года вводится дежурство по столовой. Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.
Ребенок раскладывает индивидуальные салфетки.
Расставляет хлебницы, салфетницы, бокалы под третье блюдо (пустые).
Раздает ложки и вилки.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. А также стремится к созданию спокойной обстановки.
Дети пятого года жизни постепенно осознают значение труда дежурных. Дежурство организуется с начала учебного года. В средней группе обязанности дежурных увеличиваются.
Дети раскладывают индивидуальные салфетки.
Расставляют хлебницы, салфетницы, бокалы под третье блюдо.
Расставляют тарелки под первое блюдо.
Раскладывают ложки, вилки.
Второе блюдо раздают няня и воспитатель.
После еды дети убирают салфетки, хлебницы, салфетницы. Тарелки с остатками пищи убирает помощник воспитателя, воспитатель.
Дежурство старших дошкольников (старшие и подготовительные группы) постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию самостоятельности в работе. Обычно ежедневно воспитатель назначает по два ребенка-дежурных. Эти дети дежурят в течение всего дня.
Важной задачей организации дежурства является формирование у детей ответственности за порученное дело. В содержание труда дежурных по столовой, в старших группах, входит полная сервировка стола, помощь в уборке стола после еды.
Разложить индивидуальные салфетки.
Расставить хлебницы, салфетницы, бокалы.
Разложить ножи, ложки, вилки, чайные ложки (в бокал).
После еды помогают убирать тарелки из-под второго блюда, хлебницы, салфетницы, индивидуальные салфетки, после того как их протрет няня.